Фестиваль “City Jazz” в клубе «16 Тонн»
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Все, что их заботит

Фестиваль “City Jazz” в клубе «16 Тонн»

Эпитет «антикризисный» навяз в зубах еще сильнее, чем само существительное «кризис», но про мероприятие под названием “City Jazz” по-другому не скажешь. Фестиваль проходит уже пару лет с определенным успехом. Приезжали на него в основном европейцы с не очень обширной, так сказать, культовой славой. Интересные музыканты, но все же не те, кто собрал бы толпу орущей молодежи, хоть золотой, хоть еще какой. В этом году изобретатель и организатор фестиваля, агентство «Артмания», решил пригласить два актуальных, известных, модных коллектива. А именно - американское трио The Bad Plus и квартет французского трубача Эрика Трюффа. (Вообще-то этого товарища у нас всю жизнь называли Трюффазом, но теперь выяснилось, что никакого «з» на конце не нужно, хотя из личного общения я понял, что у французов в ходу оба варианта.) И те, и другие собирают залы в США и Европе, выпускают успешные альбомы, которые даже сейчас продаются неплохо, а по джазовым меркам просто отменно. И у тех, и у других - очень хорошие гонорары. К несчастью для промоутеров и к счастью для нас, простых меломанов, господа артисты просят деньги вперед и сильно заранее. То есть когда грянул т.н. кризис и «Артмания» засомневалась, придет кто-нибудь на фестиваль вообще или нет, было уже, выражаясь молодежным сленгом, «поздняк метаться»… Так что пошел он к черту, этот кризис: промоутер, честь ему и хвала, решил проводить фестиваль, и, дабы сократить расходы, перенес мероприятие из зала «Мир» в более тесный клуб «16 Тонн».

Eric Truffaz Что тут скажешь? С одной стороны, хорошо, что два столь замечательных коллектива вообще выступили в Москве. Делают это они, прямо скажем, нечасто. Эрик Трюффаз играл в Москве дважды, «Плюс» - единожды. Оба участника - в зените славы и добра: уже не молодые наглые новаторы, а признанные мастера, еще пятилетка - их назовут живыми классиками. Недавно выпустили новые альбомы, которые решительно непохожи на то, что «Плюс» и француз делали раньше... С другой стороны, обидно смотреть, что половину пространства перед сценой, откуда хоть что-то видно и слышно, занимает режиссерский пульт. (Иначе никак: условия технического райдера не обсуждаются, а упрощать жизнь промоутеров и технического персонала в ущерб собственному звучанию известные музыканты не будут никогда.) Обидно слышать - особенно на The Bad Plus, о которых позже - звон пивных кружек, болтовню и писк мобильников. И такое бескультурье - в «Тоннах», куда люди всю жизнь ходили именно слушать актуальную музыку! Да и сейчас на “City Jazz” пришли люди явно не случайные.

Ну да хватит о публике. В первый день играл трубач Эрик Трюффаз со старыми соратниками, клавишником Патриком Мюлером и барабанщиком Марком Эрбетой. И неким новым басистом, игравшем суховатым звуком мощные и виртуозные пассажи на бас-гитаре «Фендер Джазмастер». Трюффаз, как я уже говорил, недавно выпустил новый альбом, который называется альбомом чисто номинально. На самом деле это три мини-альбома. Один - с вокалом, другой - с индийской тематикой, третий - с тематикой мексиканской. Эти три альбома не похожи ни на то, что он делал ранее, ни на что-либо вообще, так что, надеюсь, Трюффаза скоро перестанут сравнивать с Майлсом Девисом, с которым сравнивали в начале карьеры этого замечательного француза, который смело и со вкусом осовременил джаз-рок, сделав его достоянием более широкой молодежной аудитории. Да, у них много современных клубных ритмов; некоторые партии Марка Эрбеты напоминают вообще чистый «джангл», но все-таки старому-доброму джаз-року находится место, и джаз-рок этот - просто отменного качества. В определенные моменты концерта нужно только закрыть глаза, чтобы перенестись в шестидесятые, на выступление Майлса Девиса с Чиком Кориа… Концерт Трюффаза сильно задержали: пробки по дороге из аэропорта. Под занавес он сказал: «от аэропорта до клуба мы добирались три часа, это столько же, сколько лететь от нашей страны до вашей».

Eric Truffaz Сказал по-английски, но в течение концерта пытался говорить по-русски, читая по бумажке. Трюффаз вообще большой поклонник России. Уважение к нашей стране появилось у него благодаря Булгакову и Достоевскому. По словам трубача, «принс Мишкин» (т.е. князь Мышкин) - не только любимый литературный герой, но духовный и нравственный ориентир. Сам Трюффаз, кстати, ни в какой модной жизни не участвует и в пороках не замечен: живет в деревне с женой и дочерью, в Париж наведывается нечасто, полагая, что там «делать нечего». Надеюсь, это не является побочным эффектом вследствие прочтения романов Достоевского.

Если французский коллектив использовал электронику и «примочек» (искажается и пианино «Фендер Родс» и труба), то The Bad Plus, по контрасту, играют только чистым звуком акустических инструментов: рояль, контрабас и барабаны. Как считает главред jazz.ru Кирилл Мошков, «The Bad Plus - это группа, у которой всю музыку делают ударные». Контрабасист группы, Рейд Андерсон, полностью согласен с этим утверждением, мало того, он считает, что «в любом хорошем джазе всю музыку делают ударные». Это, конечно, не совсем так: пианист трио Итан Айверсон - блестящий и изобретательный музыкант, в манере которого слышен и «кул» Дейва Брубека, и авангард Сесила Тейлора, и академическая традиция. Ну, и контрабас Андерсона - тоже не игрушка. «Итан и наш барабанщик Дейв Кинг - два безумца, а я вроде как склеиваю их, - считает музыкант. - А вообще-то именно басист несет ответственность за звучание группы.» The Bad Plus играли почти только новый материал. Они известны прежде всего странными авангардными версиями известных поп- и рок-песен. На сей раз, правда, они взялись за классику двадцатого века, а именно за Игоря Стравинского и Дьердя Лигети. Последний альбом For All I Care («Все, что заботит меня») записан с вокалисткой из Миннеаполиса по имени Венди Луис. Она приехала с ними, такая странная тетечка в толстых очках, с короткой стрижкой - ну настоящая американская андерграундная богема. Отменные вокальные данные: широкий диапазон, приятный тембр, сильная атака и бездна обаяния. С Венди группа исполнила несколько чужих песен, переконструированных так, что никто вообще ничего не понял, но всем жутко понравилось. Особенно понравилась версия Smells Like Teen Spirit группы Nirvana. Их музыку, похоже, еще никто еще не препарировал так. По-хулигански, конечно, с фигой в кармане (или, как говорят американцы, «с языком за щекой»), но в результате получилось прекрасное самоценное произведение. Совершенно новое но при этом абсолютно узнаваемое. А то уже закрадывается подозрение, что иные джазмены под видом обработок песен актуальных рок-артистов играют собственные произведения, а кавер-версиями их объявляют только за тем, чтоб на обложках дисков побольше знакомых публике названий было. Но это не про The Bad Plus.

И кстати, вспомнилось, что For All I Care - строчка как раз из первого хита Курта Кобейна. А то уже было забыли «Нирвану»-то. А это нельзя: деконструкция деконструкцией, джаз джазом, а Nirvana - это святое. Спасибо, что напомнили.

Текс: Александр БЕЛЯЕВ
Фото: Дмитрий АКСЕНОВ

Интернет-магазин BOLERO Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО OMEN.RU - Мегахаус Развлечений

© DVA.narod.ru 1999-2008 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 NetPRINT - Национальный сервис цифровой фотопечати

Hosted by uCoz