Виктор Цой
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«…Высокая в небе звезда зовет меня в путь…»

Десять лет назад трагически погиб Виктор Цой.

Утром 15-го августа 1990 года нашу страну, тогда еще Советский Союз, облетела нелепая весть: в Латвии, на шоссе Талсы - Слока автомобиль «Москвич», за рулем которого ехал с рыбалки кумир молодежи, двадцативосьмилетний поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С летальным исходом.
Хорошо помню этот день: я красил деревенский дом под аккомпанемент радио. Прослушав короткое сообщение из серии «Происшествия» я бросил кисть и пошел бродить по поселку. На соседней улице малолетняя шпана слушала «Группу крови». Я подошел, и, не поздоровавшись, оборонил: «Слыхали, ЕГО больше нет…» Немая сцена.
К тому трагическому моменту Цой стал самым известным человеком в стране вообще. Его любили и как музыканта, и как поэта, и как актера - никто так не состоялся, как он. И казалось, что это только начало, что наш герой будет с нами всегда. Альбомы группы «Кино» - а Цой всегда настаивал на своей роли именно «члена группы» - парадоксальным образом обнаруживались в коллекциях меломанов самого разного профиля: и «металлистов», и «депешистов», и панков. А также студентов, школьников, шпаны, да кого угодно. Эти подчас скверно записанные (пятая копия - еще не брак!) альбомы были последними посланцами «магнитофонной культуры», и, безусловно, центральным объектом «пиратирования». Странная, вообще говоря, музыка - что-то от пост-панка, что-то от нью-вэйва. Простые, но красивые гармонии, изобретательные рисунки баса. Вокал холодный, отстраненный. А тексты? Никакого тебе навзрыда, надрыва и крика, никакой правды-матки, столь характерной для так называемого «русского рока». Лирический герой - одиночка, путешественник, просто асоциальный тип! Путник, идущий, подобно набоковскому Мартыну, за какой-то призрачной мечтой по зову свыше: «но странный стук зовет в дорогу/ может сердце, а может стук в дверь…». При всем своем имидже закрытого, молчаливого любителя гардероба всех оттенков черного, Цой был (есть!) потрясающе открыт для тех, кто внимательно слушает его песни. «Я не люблю, когда мне врут/ Но от правды я тоже устал/ Я пытался найти приют/ Говорят, что плохо искал». Ну где для странника-философа найдется приют в мире бесконечного облома, ведь «У меня есть дом, только нет ключей/ У меня есть солнце, но оно среди туч», да еще и «Наши реки бедны водой/ в наши окна не видно дня». Хотя при всем при этом «… все, что мне нужно/ это несколько слов/ и место для шага вперед». Нетрудно заметить, что обобщения в текстах песен «Кино» носят просто космический размах. И если в ранних песнях еще присутствуют какие-то жизненные реалии (как котельная по прозвищу «Камчатка» или реальная девушка из песни «Восьмиклассница»), то в альбоме 1986-го года «Ночь» их нет в помине. Одной фразой Цой закрыл в своем творчестве болезненную для нашей страны тему войны в эпоху развала империи и зарождающихся межэтнических конфликтов: «Война - дело молодых/ Лекарство против морщин». Ну кто после этой безжалостной фразы сможет спокойно говорить о «необходимости ввода ограниченного контингента советских войск…» и прочая? Масштаб философских обобщений не давал скатиться Цою-поэту до модных в тогдашнем русском роке злободневности и ерничанье. Прямых «приколов» в его творчестве в буквальном смысле раз два и обчелся: «и никто не хотел/ быть виноватым без вина». И еще вот эта строчка: «Все говорят, что мы вместе/ Все говорят, но немногие знают, в каком». Хотя ирония тоже неоднократно проявляется: в «Маме-анархии», прямой пародии на Sex Pistols или «Когда твоя девушка больна», косвенно пародирующей расхожие попсовые стандарты. Кстати, эта вещь - с посмертного безымяного альбома «Кино», который все называют «черным». Он вышел в конце 90-го года, и обнаружил новое, облегченное звучание группы. Тогда, в атмосфере всеобщей истеики по поводу выхода диска, перемена не очень бросалась в глаза, тем более, что тексты были типично цоевскими, а теперь понятно, какой могла бы быть российская поп-музыка, если бы не… Уже во второй половине 90-х на компакт-дисках были переизданы все студийные альбомы «Кино» и сольные концертные выступления Цоя. Многие диски содержат бонус-треки с ранее неиздававшимися песнями. Особняком среди «обретенных» песен Цоя стоит шестиминутная «Сосны на морском берегу». Можно очень долго говорить о Цое-поэте, композиторе, певце, актере и так далее, а можно просто вспомнить, что «Я устал от чужих городов/ Я устал колоть этот лед/ Я хотел бы уснуть/ но нет времени спать… И я знаю, что мне/ Недолго осталось ждать, чтобы снова увидеть/ Сосны на морском берегу».


Александр БЕЛЯЕВ

Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Интернет-магазин BOLERO Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО MNS - Music Non Stop

© DVA.narod.ru 1999-2003 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100

Hosted by uCoz