Рига 2000
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Рассказы моих друзей

карта сайта:

  
  

Рига 2000.

     Привет! В понедельник я вернулся из Риги. Хочу рассказать как дело было.
Сначала немного предыстории:
     Отец желал присутствовать на праздновании дня рождения одного из своих партнеров, рижанина Васи. Мать, проведшая в Риге несколько лет звонкого детства, не прочь была отведать ностальгических переживаний. Сын, то есть я, хотел ехать куда-нибудь, куда все равно, потому, что не был нигде. Таким образом, желания троих сошлись в одном объекте - в Риге.
     Как это обыкновенно бывает в преддверии отъезда все перессорились, сдали билеты, роздали паспорта и разбежались по углам переживать обиды. Переживая в своем углу, я, неожиданно, увидел, что ничего не мешает мне отправиться в Ригу самостоятельно. Авантюрный бес тут же подкинул идею путешествовать автостопом. Со всех сторон эта идея показалась мне привлекательной. Быстро составив план действий, я, от нетерпения приступить к его реализации, заснул с большим трудом. На следующий день, я произвел следующие приготовления:
     • привез из Москвы «old raven shoes», которые целый год провалялись в шкафу
     • «стрельнул» живописный вещмешок, подчеркивающий мой образ пилигрима
     • съездив на шоссе М9 (Москва-Рига), спросил у инспектора, когда лучше ловить прибалтийские грузовики
     • договорился с соседом, едущем в Москву в 7 утра
     • вспомнив читанное как-то пособие по «hitch-hiking», приготовил ультра оранжевый комбинезон и плакат, на котором начертал:

Х О Ч У
в
R   I   G   У
В О З М И *

(*стилистика и орфография сохранены)

     В 6:30 с облегчением (никак не мог уснуть) вскочил и, старясь не шуметь, быстренько собрался. Помимо трех маек/трусов, шести носков, мочалки и средств зубочистки я взял с собой два апельсина, ножик и книжку.
     В 7:40 я на развязке шоссе М9. Со мной «живописный» мешок и рулон перетянутый резинкой. Кучка «гаишников» вышедших на утреннюю охоту оживилась. До меня долетело: «...вот он.., ну этот.., я тебе говорил». Я подошел, поздоровался. Классического вида (борец сумо) инспектор напустив на себя строгости, стал интересоваться моими намерениями. Я честно все рассказал. Слегка подобрев, он выразил скепсис по поводу успеха моей затеи и предсказал мне трудности на границе. Я сказал: «Спасибо», и пошел занимать позицию.
     Забегая вперед, скажу, что спрашивая совета: когда лучше ловить грузовики в Прибалтику, я не придал значения олигофреничному виду респондента и поверил, что: «Эээ, ммм, ну, они целый день ездют...». Поэтому, за 1час 20 мин мимо меня проехали только три грузовика, да и то, с литовскими номерами.
     9:05 ультра оранжевый я с плакатом в руках остановил первую машину. В ней оказался мой отец. В ходе коротких переговоров мы достигли следующих договоренностей: я немедленно прекращаю автостоп, в обмен получаю билет на вечерний поезд в Ригу.
     Конечно, кто-то может подумать, что я оказался не достаточно стоек или стоик. Я и сам так подумал уже через десять минут. Хотя успокоил себя тем, что гораздо хуже было бы открыть это позже, где-нибудь в 500 км от Москвы.
     19:00 я на Рижском вокзале. Помимо билетов туда/обратно, отец забронировал мне гостиницу, выдал 320$ (wow!) и бумажку с телефонами его друзей в Риге. Я пришел на перрон №1, где стоял поезд №1 и переполняемый романтическими предчувствиями приключений достал блокнот и стал записывать:

     Лирическое отступление №2
     Рижский вокзал небольшой и малолюдный, чистый и светлый, уютный и тихий. На черном перроне немного желтых листьев и пустой пьедестал. У перрона стоит поезд, подстать вокзалу: десяток вагонов - чистеньких, горчичного цвета. Локомотив лихо подъехав, притормозил, осторожно подкрался и нежно, но крепко поцеловал первый вагон. Спустя, зашипел. Два вагона пошипели в ответ. Потом, они долго обмениваются условными знаками/звуками. И вот, вагоны призывно шипят хором. Проводницы смотрят на часы. Пассажиры начинают суетиться. Пора.
     В купе вдвоем. Радиоинженер из Юрмалы, на самом деле, сибиряк из Якутска. Он говорит. Я говорю. Не знаю как ему, мне не хочется. Ни говорить, ни слушать.
     Ночь беспокойна. Громкое радио за стенкой. Пронзительный ребенок в коридоре. Мучительные своей монотонностью и непонятностью призывы: «ари... ари... ари...». Борьба в темноте со стаканами дребезжащими над ухом. Граница. Карманно-паспортная возня. Русский пограничник, объясняющий через весь вагон своему напарнику достоинства недавно купленных ботинок.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (01.09. пятница)

     Проснулся около 7 часов. Настроение мерзкое. Смотрю в окно. Небо серое. Пейзажи, более чем, заурядные. Бесконечные провода, бегущие непонятно откуда и куда. Столбы. (Эти столбы, как ничто другое, олицетворяют Россию. Мертвые, потрескавшиеся стволы тоскливого цвета ветхости. Стоят в разнобой. Крестообразные формы ассоциируют их с религиозной ортодоксальностью.) Елово-березовые стены за ними. В промежутках: унылые постройки из силикатного кирпича грязного цвета, ветхие сараи, мокрые стога, тощие коровы. Родина?
     Вдруг, мелькнул дорожный указатель. Мелькнул мгновение, мгновенно рассеяв сомнения: на обычном синем фоне необычные латинские буквы. Еще через минуту за окном проехал латышский хутор. Два больших дома, сложенных из отесанных камней, под высокой крышей из темной черепицы. Сомнений нет, я все-таки в другой стране. На душе просветлело. Спустя, посветлело и за окном. К 9 часам на небе солнце, я в Риге.

***
     Иду по перрону. Старательно вдыхаю прибалтийский воздух. Голова совершенно пуста. Вдруг, навстречу выдвигается юноша. Рост два метра, наверху синие очки и, как будто, что то горит. «Извините, вы Кубиков?» Природная заторможенность мешает мне удачно сострить. Однако, очень быстро я соображаю, что даже отдаленное знакомство с известным московским тусовщиком и DJ, может помочь мне в городе где я никого не знаю. Включаю клубно-богемный режим и с безразличным видом интересуюсь: «А что, Антон играет в Риге?» «Горящая голова» охотно отвечает, что вечером состоится большая вечеринка, на которой Кубиков должен сыграть свой «set». Затем, он просит меня помочь опознать гостя. Я соглашаюсь, изо всех сил сохраняя безразличие. Однако, среди пассажиров, ни то что DJ’s, даже молодежи никакой не оказалось. Разочарованные мы выходим в город. Рыжий рижанин (фонетическое упражнение) показывает мне многоэтажную автостоянку на которой состоится дискотека и сообщает свое имя. Эдвард. Я задаю глупый (в 9 утра) вопрос: где можно переночевать? Эдвард, неожиданно, говорит, что можно остановиться у него или он может дать ключи от одного офиса. Он оставляет мне свой телефон, я оставляю ему заверения, что обязательно позвоню. До встречи. Пока.

***
     Ок, я в Риге. Ну, и чего делать? Ага, надо достать туземных денег и карту. 100$=60 Lts, карта=60 сантимов. Подхожу к таксистам. Объясняю заинтересованность в недорогом ночлеге. Они думают. Потом, один рассказывает как добраться, другой показывает по карте. Еду на троллейбусе 20 минут. За это время понимаю, что переборщил с интересом к дешевизне. Действительно, из центра я давно уехал, за окном деревянные постройки и дощатые заборы - захолустье с легкой формой разрухи. Решаю из интереса выяснить, куда меня послали. По дороге знакомлюсь со старшеклассницей Настей, которая знает то место куда мне надо. Она ведет меня еще 10 минут по улицам совсем деревенского вида. Наконец мы приходим. С одной стороны, лицей или гимназия, или что-то в этом роде . Напротив трехэтажный корпус - общага. Вступаю в контакт с администратором. Тетка - классический образец коменданта общежития. Узнав откуда я, пытается навязать мне какую то сделку. «Мой сын хочет поехать в Москву. Нужно снять ему приличную квартиру. А вы можете пожить здесь бесплатно...» Почуяв запах бесплатного сыра стремительно отступаю.

***
     Шарообразная форма первого блина заставляет меня как следует обдумать свои будущие действия. Усердно думаю пока жду обратного троллейбуса. Ничего не придумав решаю не дергаться и предоставить себя течению реки-фатум.

***
Рига. Нажмите, чтобы увеличить.      Вернувшись в центр и сверясь с картой, направляюсь в Vecriga - старую часть города. Однако, вместо того, чтобы знакомиться с архитектурой глазею на людей. Людей много. Среди прочих, особенно много парадных девчонок с цветами. Не с дровами гладиолусов, сопоставимых по размерам с некоторыми школьницами, а с изящными букетиками. Мило. Сажусь в кафе-пивную на главной улице (вроде Старого Арбата) и пропускаю через фильтры глаз пестрый людской поток. В фильтрах то и дело застревают парни в клетчатых юбках. Хм, зачем туристам напяливать юбки? Странно.

***
     Время подходит к 17:00. Эдвард сказал, что его можно застать дома именно в это время. В киоске приобретаю телефонную карту. Самую дорогую - 5 Lts. «Болван, зачем тебе? Кому ты будешь звонить?» Заторможенность - трудная штука. Звоню. Женщина отвечает на латышском. «Эдвард дома?» Эдварда нет.

***
     От нечего делать иду в хостел где для меня зарезервирован номер. «Konventa seta». Четыре звезды. Прямо в центре Vecriga. Очень нарядно. 80$ в сутки. Отменяю бронь и прошу подсказать мне дешевый хостел. Меня отсылают обратно к вокзалу, показывая на карте сразу три гостиницы. «Болван, ты же карту купил, мог бы и сам посмотреть». Заторможенность - трудная штука. Заторможенность - трудная штука. Заторможенность - трудная штука.

***
     Фойе гостиницы «Балтика» сохранило черты социалистического общежития. Номер - 6 Lts. Ок, давайте ключи. Больше всего я хочу помыться и потом немного полежать. Замок долго не хочет открываться, потом все же впускает меня в убогий быт. Главное разочарование - нет ни душа, ни унитаза. Закрыть дверь не удается вообще. Повозившись с замком десять минут, я очень живо представил себе такую же ситуацию, только с другой стороны двери и в три часа ночи. Не подходит. Внизу после недолгих препирательств с администратором (типаж описанный ранее) получаю деньги обратно и иду в следующий хостел. «Мест нет. Идите за угол в «Аврору», дом 31». Долго ищу подъезд гостиницы. Наконец понимаю, что дверь облепленная рекламными указателями он и есть. На втором этаже сидит администратор - копия двух уже виденных мною. «А вы откуда? Ах, из Москвы... Ладно, только для вас, у меня есть один номер, но он двухместный - 7,8 Lts. Душ отдельно - 50 сантимов». Пойдет, давайте ключи.

***
     Помывшись в аскетичных, но санитарно приемлемых условиях и полежав на койке, я пришел к выводу, что все идет неплохо. Очень скоро, надев чистую майку, я опять выбежал в город. Погуляв немного я встретил симпатичных девчонок, к которым уже приставал ранее с вопросами о ночлеге. Похихикали, договорились о встрече на вечеринке в автопаркинге. Вспомнив, таким образом, об утреннем знакомстве я снова позвонил Эдварду. Эдвард оказался дома, но его альтруизм заметно поиссяк. Я не стал навязываться и сказав дежурные любезности, попрощался. Передо мной опять разверзлась пугающая бездна бесперспективной неопределенности. Вдруг, я вспомнил, что у одного из партнеров отца две половозрелые дочери. Я обрадовался этой догадке, как спасательному кругу. Быстро найдя бумажку, я увидел, что заботливый папа даже написал мне имена сестер. Набирая номер, я укорял себя за полную несамостоятельность, даже в таких личных вопросах. Ответила младшая. Благодаря ее сообразительности, довольно быстро удалось объяснить кто я и чего мне надо. Оставила мобильный номер, договорились созвониться через два часа.

***
     Два часа я рассматривал людей. Юные нимфы уже напились пива и утратили часть своей привлекательности. В глаза стали бросаться побочные эффекты полового созревания, а в уши - русский мат. Послушав речь сидящих рядом латышей, я сделал вывод, что мат это самый успешный элемент интернационализации. Еще я заметил, что количество парней в юбках увеличилось, а их качество, с точки зрения трезвости, ухудшилось. Когда два часа прошло, я позвонил по новому номеру и познакомился, теперь, со старшей сестрой. Предложил встретиться у цирка. «Я буду на синей спортивной машине».

***
     Я пришел на десять минут раньше. Что бы убить время спустился в бар-подвальчик. Очень скромно, но так же чисто. Бармен приветлив, причем вполне натурально. Кружка пива 40 сантимов. Телевизор показывает РТР. «Интересно, какую машину так пространно описали?»

***
Toyota Celica. Нажмите, чтобы увеличить.      Вижу синий цвет, явно спортивные формы. Идентифицировать не могу, раньше никогда не видел. Рядом вижу девушку и двух малосимпатичных, на первый взгляд, субъектов. Короткие стрижки, перстни и кроссовки, под мышкой кошельки именуемые безобразным словом «барсетки». Ира, Саша, Сережа. Залезаю в «синюю, спортивную», на самом деле, новейшую Toyota Celica. Новые знакомые активно обсуждают программу действий. Часто мелькают слова «лидо» и «старушка». Наконец решают поехать в это самое «лидо». «Ты такого еще не видел», - ободряют меня. Вечерний город, дорогая машина, перстни с кроссовками, а также смутные воспоминания о гастролях в Москве парижского варьете «Lido» рождают в моей душе ожидания соблазнов и пороков.

***
     «Лидо» оказалось своеобразным диснейлендом питания. Такого я, действительно, никогда не видел. Огромная территория, большое здание, несколько уровней, сотни столов, тысячи жующих ртов. Честно говоря, там такое многообразие всего, что руки описывающего опускаются. Скажу только, что там вкусно и очень дешево. Что касается моих спутников, то я очень скоро убедился в ошибочности первого впечатления. Они оказались вполне нормальными, причем Ира оказалась младше меня, а ребята немного старше.

***
     После поехали в «старушку». Я уже догадался (заторможенность это не тупость), что так называют Vecriga. На улице, где днем я сидел и рассматривал публику столпотворение молодежи. Впрочем и шотландцев в юбках. К нам присоединяется еще несколько человек и мы довольно большой группой заходим в ближайшее (читай: центральнейшее) заведение – «Ностальгия». Заведение претенциозное, но в общем достаточно фешенебельное. Ностальгия заметна на потолке, где в лепном плафоне изображена картина характерная для многих станций московского метро 40/50-х годов (особенно: «Новокузнецкая») – трактор, румяные колхозницы, желтые снопы, синее небо, красные флаги. Правда больше никаких ностальгических деталей заметить не удалось, хотя фонтаны и прочую обстановку тоже наверное можно отнести к советским временам… НЭПа. Сели за стол. Решили пить tequila. Взяли бутылку. Подождав некоторое время, я по обыкновению стал провоцировать дискуссию. Надо отдать должное ребятам, дискуссия получилась, временами даже жаркая. Я без устали молотил языком три часа, обкатывая некоторые собственные идеи. Под конец вечера мои собеседники и оппоненты стали казаться мне весьма симпатичными людьми.

***
     Около 3 часов я почувствовал, что батарейки совсем сдохли. Меня подвезли до хостела. С трудом переставляя ноги по лестнице, я воображал, что мне будут сниться аппетитные школьницы с цветами и тошнотворные шотландцы в юбках. Войдя в номер, я сразу оценил юмор администратора говорившей: «…есть один номер, только для вас…». Дело в том, что я оказался на дискотеке. Точнее над ней. Радуясь, что номер двухместный, я стащил подушку с другой кровати и устроил голову в положении сэндвича.

ДЕНЬ ВТОРОЙ (02.09.)

     Утром проснулся в пре сквернейшем настроении. Во рту, голове, животе и ногах явно чувствуется вчерашний день. Щель между неплотно задернутыми шторами самого унылого серого цвета. В таком освещении скромный быт кажется особенно убогим и тоскливым. «Зачем я здесь?». 30 минут лежу и наблюдаю за борьбой пессимистических настроений со здравым смыслом. Потом собираю себя с кровати и плетусь в душ. Все, конец.

***
     Действительно, конец. Вытираясь я уже чувствовал себя лучше. Выхожу... в окне солнце. Поднимаясь к себе, прохожу мимо нового администратора. Пожилая латышка очень вежлива. Я пересказываю ей шутку, которую сыграла со мной ее коллега. Она делает сочувствующее лицо. Я спрашиваю: нельзя ли поменять номер? «Пожалуйста, одноместный вас устроит? 4 Lts. Хотите посмотреть?» Интерьер, в общем, такой же скромный, но детали... Холодильник, телевизор, а главное - огромный фикус. Дополнительно увеселяет картину солнце, яростно лупящее в окно, выходящее на центральную площадь.

***
     11часов. Надо позавтракать. Где? Вспоминаю, что, например, в Москве, если отбросить разные способы быстрого убийства желудка, прилично позавтракать, как впрочем и пообедать, и поужинать, довольно затруднительно и дороговато. А как здесь? «Эй, дедукция! Помоги вычислить завтрак». Но дедукция не отвечает. В голову не приходит вообще ничего. Тогда решаю просто гулять и наслаждаться ярким субботним утром.

***
     12:00. Вспоминаю, что вчера договорились установить контакт в это время, что бы поехать на рыбалку. Нахожу телефы. «Sorry, the number that you have dial...». Телефонная будка стоит возле симпатичного одноэтажного домика в викторианском (?) стиле (бордовые стены, белые рамы в больших окнах). Оттуда зазывно пахнет кофе. Не в силах сопротивляться захожу. Передо мной дивизионы тортов, батареи пирогов и прочие аппетитные подразделения. «Привет! Я хочу позавтракать». 1 Lt 80 s. С подносом поднимаюсь на террасу - бельведер. Публика на бельведере малочисленна и очень благообразна:
     • 2 старушки
     • 1 джентльмен
     • 1 мама
     • 1 ребенок
     Передо мной - чудный пейзажик. Небольшой канал, зеленые берега, мощные дубы, голубое небо, яркое солнце. Даже ядовито желтый экскаватор не сильно портит картину. Мой завтрак удивительно вкусен. Пирожок со шпинатом даже очень: надо повторить. Сижу, млею. Теперь, по-настоящему чувствую, что я не в России. У нас так хорошо не бывает. Ну, не может быть.
     Вдруг, крошечные динамики «Bose» наполняют кафе сочными басами веселенького progressive. С ортодоксальным британским оформлением это сочетается любопытно. Благообразные старушки за соседним столом создают особенно забавный контраст.

***
     12:30; 13:00; 13:30 «Sorry, da number you’ve dial...». Гуляю, смотрю, ничего не делаю. Хорошо.

***
     14:00; 14:30; 15:00 Уже начинает надоедать.

***
     Где-то около четырех, контакт, наконец, установлен. Оказалось, что вечеринка перешла в праздник, праздник перетек в карнавал, карнавал превратился в попойку, а попойка закончилась сном с подозрением на летаргию. Выяснив это я наплевал на такт и прочие условности и с упорством кумулятивного снаряда стал посылать импульсы в телефонную трубку требуя договоренностей с жесткой привязкой ко времени и пространству. Получилось. Встретились, поехали. Выясняется, что сначала надо заехать домой. Потом оказывается, что дом за пределами Риги. Смотрю в окно с тревогой следя за снижающимся солнцем.

***
     Дом небольшой, но производит очень приятное впечатление финской практичностью и итальянскими «штучками» в интерьере. По настоящему хороши дворик и садик. Сразу видно, что здесь вложено много труда. Видна архитектура, дизайн и даже инженерия. Растения тоже есть очень интересные.
     Приехало еще несколько участников вчерашней «ностальгии». Стали складывать снасти. Здесь парням надо отдать должное. Все серьезно, практично, компактно. Сели, поехали.

***
     Леса очень светлые. Просто розовые стволы сосен и мох. Никаких кустов и прочего подлеска. Выглядит очень живописно и как-то загадочно. Наверное единороги должны жить в таких лесах. Когда въезжаем в лес становится понятно, что кроме единорогов здесь не прочь жить и другие, возможно, безрогие. Проезжаем мимо провалившихся землянок времен последней войны. Вот и озеро. Говорят, что здесь, в лесах, их очень много. Надуваем три лодки. Все делается спешно, так как солнце тревожно краснеет.

***
     В рыбалке большой успокоительно-созерцательный потенциал. Факт. Я это почувствовал уже выплыв на средину озера. А через полчаса, освоив нехитрые приемы обращения со спиннингом, я заметил, что вовсю успокаиваюсь и созерцаю. Здорово. Понравилось. Жаль, что солнце село быстро и пришлось, в прямом смысле, сматывать удочки. Почувствовать азарт борьбы с подводным существом, замирание сердца от волнения и тревоги, а потом от восторга и радости добычи в этот раз не удалось никому. Но это не главное. Это лишь часть, согласен - важная, но и без нее было хорошо.

***
     На рыбалке все сильно отравились кислородом и поэтому, вернувшись в город, разошлись по домам спать.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ (03.09)

***

     Утром за окном опять унылая серость. К тому же карниз сообщает, что идет дождь. Настроение опять ниже среднего. Даже фикус не радует. В голове опять начинает ползать отвратительная мокрица пессимизма. Здравого смысла, что бы с ней бороться, не видно. Ок, памятуя опыт вчерашнего дня собираюсь и ползу в душ. Полегчало, но совсем чуть-чуть. Администратор, незнакомая русская тетка, худшая из всех виденных. Спрашивает когда я съеду и голосом вокзального репродуктора сообщает: «У вас заплачено до 12:00». Ухожу, ухожу, только не спускайте собак.

***
     Иду по улице рядом с вокзалом. Все серое. Капает. Уныло. Проходя мимо одной из витрин краем глаза замечаю золотые хлеба в галогеновом освещении. В следующей - столики. Захожу. Здесь пекарня, булочная и небольшой кафетерий. Впрочем, небольшой по размерам, но по ассортименту... Отдаю 2 Lts. В замен получаю еду очень аппетитного вида, кофе, воду и булочку. С подозрением пробую... Ух-ты, вкусно! Ем, жадно ем, пожираю. Поев я воспрял. Уже с сытым удовольствием сижу, смотрю в окно и пью кофе. Вдруг, в разрыве серых облаков проглядывает голубая эмаль неба. Чувствую, как в душе поднимается дурацки беспричинная, но, тем не менее, счастливая радость.
     Вспомнив, что достопремов я так и не осмотрел внимательно изучаю карту, выбирая объекты.
     • 3 музея
     • 2 собора
     • 1 площадь

***
     Музей архитектуры Латвии помещается в доме XVII века, взятым как будто из сказки Г.Х. (или Х.К.?) Андерсона. Внутри два латышских подростка. «Можно ли осмотреть экспозицию?». Непонятный мне ответ в общем означающий «нет». Перехожу на английский и описываю свое положение: дескать, интересуюсь архитектурой, особенно здесь, в Риге, сегодня уезжаю, готов заплатить за экскурсию и т.д. Один из парней, тоже на английском, объясняет, что они здесь оказались случайно и предлагает подождать кого-то. Завязывается разговор, ограниченный скромным словарным запасом с обеих сторон. Выясняется, что воскресенье традиционно выходной день в музеях Латвии. Чтобы удостовериться прошу позвонить в другие музеи. Послушав длинные гудки, начинаю картинно сокрушаться: «Ох, я не знал! Ах, я сегодня уезжаю... и т.п.» Это действует. Один из парней идет в соседнее помещение, включает там свет и зовет меня. Так я попал на экспозицию.

***
     На первый взгляд она обескураживает. Просто стоят стенды с фотографиями. Однако, подумав, я сообразил, что музей архитектуры так и должен выглядеть. Многие фотографии оказались очень интересными, особенно когда узнаешь виденные уже на улицах здания. Жаль, что рядом не было человека комментирующего изображения. На прощанье молодые латыши спросили откуда я приехал. Ответ «Москва» вызвал у них одобрительное кивание и прочие знаки расположения.

***
Рига. Нажмите, чтобы увеличить.      Так, музеи закрыты, интересно как обстоит дело с остальными очагами культуры. Собор св. Петра. Кирпичная готика с пустыми, прозрачными окнами. На шпилях - петухи. Латыши, по большей части, лютеране. Внутри голо и неинтересно. В оправдание висит фотография собора в 1942 году. Вернее того, что осталось от собора. Не смотря на то, что собор действующий внутри проходит выставка живописи. По периметру развешаны какие-то довольно заурядные, на мой не искушенный взгляд, акварельки. Еще одним неожиданным открытием, стало то, что к главной жемчужине этого здания - смотровой площадке, можно ехать на лифте. Постоял на верху. Щелкнул пару раз - закончилась пленка. Поехал вниз.
     М-да, тускловато. Непонятно, что это: результат культурной экспансии или отношения латышей к национальным религии и культуре, или и то, и другое, а может неизвестное третье? Ладно, возможно, станет яснее после посещения собора D’uomo с его знаменитым органом.
     «К сожалению, сегодня проходит репетиция рижского бла-бла-бла хора, поэтому, извините, вас пустить не можем. Очень жаль, приходите завтра».
     Ок, значит так того хочет судьба. Теперь осталось только угадать, чего именно она добивается.
     С площадью, к счастью, ничего не случилось. Оставшиеся до поезда полтора часа сидел в кафе, курил длиннющую сигару и пил дрянной, как всегда в Риге, кофе. Смотрел на болтающихся шотландцев. В субботу оказывается был футбольный матч Шотландия - Латвия. Теперь Рига и шотландские килты для меня навсегда связаны.

***
     В купе со мной три соотечественника. Возвращаются в Новосибирск. В Латвии три месяца собирали латвийский вертолетный парк - два Ми-8. За разговорами все забыли заполнить анкетки, которые латыши собирают на границе. В первом часу ночи латвийский пограничник раздосадован и раздражен необходимостью ждать пока пьяненькие инженеры справятся с ручками и строчками, однако сохраняет терпение и вежливость. Через 30 минут появляется российская пограничная служба, сразу в трех лицах. Сначала паспортная тетка, не выдержавшая дождя комплиментов и, под конец, улыбнувшаяся из-под резиновой маски протокола. Затем огромный камуфлированный «шкаф». Залез на верхнюю полку, отвинтил потолок и светил туда фонарем. И наконец, на сладкое, плюгавый мужчинка с усами неуверенности в себе. «Таможня. Открыть чемоданы. Что там? А это?» И лапать, рыться, щупать. На безобидную шутку огрызается чуть не брызгая желчью. «Щас дошутитесь! Щас все будете доставать и аккуратно раскладывать!»
     У Шендеровича в «Куклах» есть две куклы олицетворяющие распространенные в русском народе типажи. Козел и свинья. Остроумно подмечено. Конечно, и в других нациях этих персонажей хватает, но в России они особенные и особенно распространены. И причина этому явлению скрывается не в холодном климате или больших территориях, не в татаро-монгольском иге или происках империалистов, и даже не в уникальном географическом положении Евразии или Азиопы. Она в нас, в русских людях. Мы готовы подчиняться козлам и прощать свиней. Мои попутчики - люди из самой середины России, из суровой Сибири, люди, которые своими руками собрали из железа что-то, что смогло победить закон земного притяжения и полететь приниженно извинялись перед хамом и сволочью, а потом еще оправдывали его... Или, может быть, себя?

Астафуров Сергей

анекдотов.net BK.RU Дельфин The PlaCe - самые красивые знаменитости

© DVA.narod.ru 1999-2003 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 SOBLAZNительные ПОДАРКИ для Нее!

Hosted by uCoz