U2 - Спасатели Рока.
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

U2 - Спасатели Рока.

На прошедшей в конце февраля 43-ей церемонии вручения американских музыкальных наград «Грэмми» U2 победили сразу в трех номинациях – во всех, по которым проходили! Их ‘Beautiful Day’ стал лучшим в категориях ‘Record Of The Year’, Song Of The Year’ и ‘Best Rock Vocal Performance by Group’! Отличнейший результат! За свою почти двадцатилетнюю карьеру U2 удостаивались «Грэмми» 6 раз – но за «Запись» и «Песню Года» – ни разу! «Я не помню, когда мы хотели получить «Гремми» так сильно, как сегодня, - говорит Боно, - это особое чувство, наши ощущения не передать словами»!

«Спасатели рока» - согласитесь, звучит довольно избито и неинтересно. (иными словами, кого сейчас этим удивишь?) Сейчас так называют каждую вторую новую группу. Замечали, наверное, появляется команда типа Toploader или Travis с красивейшим, не обязательно дебютным альбомом, «выдает» пару тройку top-ten хитов, засвечивается на крупнейших фестивалях типа ‘Reading’ и все, через полгода их уже называют новыми The Beatles или чего еще хуже, новыми Radiohead. Или вторыми U2. Но стать «вторыми» Radiohead, U2 и уж тем более «Битлами» - очень трудно. Тут дело не только в феномене той или иной группы, дело в нас с вами. Признавать новых героев очень трудно и тяжело. Куда лучше оставаться со «старыми друзьями». Любить их, ждать каждую новую пластинку и многое прощать. U2 – ярчайший пример коллектива, которому уже давно не нужно ничего доказывать. Они уже в истории, они уже «живая легенда». Они могут себе позволить эксперименты, все равно, как выясняется (и как будет рассказано ниже), редкий критик назовет их музыку «неинтересной, вторичной и ненужной». Это похоже на своего рода договоренность, негласную, конечно. Но правильно ли это. Давайте и попробуем разобраться в этом. Сперва выслушаем «истца». Иными словами, слово U2.

25 апреля 1997-го года – исторический и странный день для U2. Именно тогда прошел их первый концерт в рамках ‘Pop Mart Tour’ – самого длинного, технологически сложного и как выяснится позднее, самого изматывающего турне. Боно, Эдж, Ларри Маллен и Адам Клейтон на таком взводе, что кажется, к ним не лучше подходить. «Так сильно мы не нервничали никогда, - вспоминает Эдж, - сейчас я даже почти ничего не помню. тот день просто стерся из моей памяти» Единственное, что может добавить гитарист U2 – всем было очень страшно. У Боно опять возникли проблемы с голосом. Он просто не мог петь. От мысли, что нужно выйти на сцену и в буквальном смысле не закрывать рот два с половиной часа Боно просто начинало трясти. «Мы все-таки вышли, - продолжает Эдж, - первой песней была ‘Mofo’…на протяжении всего концерта пот с меня лился рекой. Я не знал чего ждать, ТАК страшно мне не было никогда». Сразу после окончания шоу музыканты думали только о бутылке пива и сне. Позволить себе они могли только второе. Впереди – долгие месяцы ‘Pop Mart Tour’. Переезды, стадионы, пресс-конференции, вечеринки и фото-сессии. В такой депрессии, прошла вся первая неделя турне. Страх не отступал. Боно боялся опять таки за голос, Эдж за гитары, Ларри с Адамом за свои установки. Ларри говорит, что он все время ждал, что вот-вот что-то выйдет из строя, что-то «полетит». Шоу накроется, они с позором покинут сцену, а наутро их «разгромят» в прессе. Доходило даже до ночных кошмаров. Но как и положено, за черной полосой идет белая. Нервозность постепенно отходила, ребятам вернулось привычное чувство юмора. Перед концертами они снова могли себе позволить не репетировать и не приезжать за сутки до начала. Технических накладок не было, все шло как по маслу. Те редкие мелочи, которые происходили время от времени, воспринимались как само собой разумеющееся поведение компьютеров. Пиар-часть ‘Pop-Mart’ проходила еще лучше. Мировая пресса взахлеб пересказывала все на первых полосах, MTV и радио также не обходились без специальных выпусков и передач. Все шло как нельзя хорошо. Так хорошо, что постепенно все начали ожидать нового, большого и серьезного срыва.
Он не заставил себя ждать. Еще один показательный пример – каждая «великая» группа по окончании масштабного мирового турне находится на грани распада. То же произошло и с U2. До прямых заявлений не доходило, до этого довела, опять же, пресса. Боно говорил что устал, они писали что он думает об уходе, Эдж говорил что не знает как дальше играть, они продолжали, что он займется сольной карьерой. Трудно сказать, о чем думал каждый участник U2 вечером 21-го марта 1998-го года, когда был «отыгран» последний концерт в рамках ‘Pop Mart Tour’. Мы и так этого никогда бы не узнали. Настал момент, который Эдж назвал «идеальным финалом» (чем тоже породил массу «страшных» слухов». И действительно, U2 могли покинуть сцену с триумфом, на вершине славы. Позади было все: три «классических» альбома – ‘The Joshua Tree’, ‘Achtung Baby’ и ‘Zooropa’, исторические турне – ‘Zoo Tour’ и ‘Pop Mart’, статус «великих» и так далее. На переломе лет, мод, музыкальных канонов и устоев, казалось, для U2 уже нет места. ЧТО они еще могли сделать? Очередной эксперимент? Довольно электронный и экспериментальный ‘Pop’ все-таки приняли довольно прохладно. Нет, нужно было что-то другое. Но что? Музыканты предпочли выбрать свой новый путь нам. Но сначала они дали нам несколько поводов для сомнений в своем будущем. Первый – это выпуск сборника хитов, первого, заметьте, за всю, почти двадцатилетнюю карьеру. ‘The Best Of U2 – 1980 – 1998 & B Sides’, вышедший в середине 1998-го года не принес нам ни одной их новой песни. Журналисты опять «съели» это и развернули массивную кампанию, типа «ну вот, они уже выпускают сборник и более того, со всеми би-сайдами (материал, изданный только на синглах). Им более нечего нам предложить/сказать» и так далее Для критиков, журналистов, которые не гонятся за дешевой сенсацией и поклонников это же означало совершенно другое. Новое начало. По подобных заявлений от группы не поступало вплоть до осени, и это было вторым фактором для сомнений в будущем U2. Промо-кампании ‘The Best Of’ почти не было, музыкантов редко можно где было увидеть. Чуть ли не били тревогу. Но как стало позднее известно, это было ни чем иным, как умный рекламный ход. Конечно же, разговоры о «возможной смерти» только возрождают интерес!
U2 успокоили нас в ноябре 1998-го года, когда официально заявили, что начинают работу над новым альбомом, который должен был выйти в начале 2000-го и стать их первой студийной работой после ‘Pop’. Все шло к возрождению, штурму новых рубежей и установлению новых рекордов. Далось все это музыкантам, естественно, нелегко. Снова оказавшись в Дублине (альбом записывался в ‘Hanover Quay Studios’) Боно, Эдж, Ларри и Адам вдруг поняли, что им почти-что нечего сказать. Откровение, которого ждали, и который означал первый серьезный кризис в карьере группы. «Я терзался сомнениями относительно того, что нам вообще что-то стоит делать, - признается Ларри Маллен, - мы столько потеряли, столько упустили и столько уже не могли себе позволить». Панический страх перед будущим? «Да, - утверждает Адам Клейтон, - в экспериментах с поп и электронной музыкой (в которые U2 ударились еще на ‘Achtung Baby’) мы почти-что потеряли себя. Мы стали поп-явлением, мы отошли от своих корней. Если говорить в переносном смысле, мы чувствовали, что земля просто уходит из под наших ног.» Первое время было совсем трудно. Музыканты приходили в студию утром и уходили вечером, как на работу, только вот ничего не записывали. Два шага до депрессии, выбраться из которой было бы уже совсем тяжело. Но U2, наверное, не назвали бы «великой» группой, если бы они того не были достойны. Взяв небольшой отпуск, они решили отдохнуть друг от друга и подумать. У каждого должны были появится новые идеи и свежий взгляд на вещи. Снова они встретились в апреле 1999-го. Все старые наработки были отправлены в корзину. На помощь было решено позвать старых друзей. Daniel Lanois и Brian Eno снова оказались рядом. Продюсеры, некогда работающие над лучшими песнями и альбомами U2 должны были помочь им в этой серьезной схватке.
Можно сказать, что верные поклонники U2, узнав, что Brian Eno снова будет работать с их любимой группой, успокоились. То же произошло и со всеми остальными, кто ждал новый альбом U2. Спокойствие и ожидание растянулось на полтора года. Так долго U2 не «писались» еще никогда. «Рок устал, - говорит Боно, - наша новая музыка должна была его оживить. Для нас это действительно схватка, борьба, выйти из которой мы должны были только победителями». Это Боно сказал сразу после того, как в музыкальной прессе появились заголовки, типа ‘U2 решили вернуться к своим корням’. Такое заявление и вправду было. Отчасти его сделали сами музыканты. Приглашение «старых» продюсеров, возвращение к традициям, родной Дублин. Да и потом, что еще могла себе позволить группа именно на этом этапе? Наверное, действительно, только «возвращение к корням». Как это можно было объяснить? Что говорили музыканты? В первую очередь, «чисто» гитарное звучание, без примеси каких бы то ни было электронных элементов и «примочек». Простые мелодии, аля ‘The Joshua Tree’, «классические U2 гитарные виражи» и простой вокал. Надо заметить, что к тому времени Боно решил все проблемы с голосом, которые у него и вправду были. Врачи помогли. (проблемы у лидера U2 возникли давно. Более остро все проявилось во время как раз ‘Pop Mart Tour’, порой он просто не мог петь. Медицинские специалисты объясняли это тем, что слишком долгое время «больной» «пил и курил». Сигаретный дым и алкоголь серьезно угрожали будущему Боно, он даже думал закончить карьеру после ‘Pop Mart’. Но все обошлось. Пришлось от чего-то отказаться и что-то принять (выяснилось, что у него простая аллергия на многое). Серьезно настроились, как говорили. Ждать можно было только одного – возрождения. Но как бы это выглядело на фоне новомодной «попсы», тин-попа и рэп-металла, захлестнувшего Америку и даже Англию? Нужно было наступать и гнуть свою линию. Боно высказывался против «однодневного «попа» (на пару с Джорджем Майклом, заявлял, что будущее все равно за роком, и что «они так или иначе все всем покажут». Словом, раскрутили они себя очень хорошо. Заручившись теперь уже поддержкой прессы они продолжали работу над новой пластинкой, изредка «выходя в свет», для того, чтобы сделать очередное сенсационное заявление.
Выпустив в начале года саундтрек к фильму ‘The Million Dollar Hotel (Боно был также и соавтором сценария этого нового эпоса Вима Вендерса), U2 снова напомнили о себе как не о медиа-фигуре, а как о музыкантах. Несколько новых песен, со-продюсерство пластинки Брайаном Ино в целом – все это дало нам новое представление о том, какими U2 будут в дальнейшем. И то, что нам открывалось было не таким уж и плохим, как многие предсказывали и опасались.
Далее история проваливается. Весна и первая половина лета проходит в ожиданиях. Потом, правда, общественность начинает оживленно обсуждать новые, тогда сенсационные подробности и новости, относительно нового альбома U2. Стало известно его название, оформление обложки и трек-листинг. К началу осени шумиха вокруг ‘All That You Can’t Leave Behind’ достигла апогея. То, что было известно с самого начало, лишь подтвердилось. Если событием года в поп-музыке был выход нового альбома Мадонны, то на рок-арене ждали только U2. Даже вокруг новой пластинки Radiohead было меньше шуму!
Промо-кампания, которая началась в сентябре, также напоминала постепенно растущий снежный ком – появление специальных материалов в прессе, интервью, обложки…казалось, кого не спроси, все точно знали, что дата релиза ‘All That You Can’t Leave Behind’ 31-го октября. По сути, это нечто новое для U2. Ранее выход ни одного из их альбомов (начало турне) не сопровождался таким ажиотажем. «Наверное, - писала одна британская газета, - они заслужили это. В коне концов быть хорошей и коммерчески успешной рок-группой не грех». В действительности, масштабнейшая и глобальнейшая промо-кампания чего бы то ни было так или иначе ставит под сомнение качество самого продукта, но, об этом потом. Пока – все внимание на U2 и их успех.
Первый сингл с ‘All That You Can’t Leave Behind’ – ‘Beautiful Day’ начал «сбор наград» с того, что в первую же неделю возглавил британский и датский чарты (в Дании U2 вообще этого не удавалось, а в Англии это уже их четвертый сингл «номер один»). Тираж пластинки перевалил за полмиллиона копий в первую же неделю! Шикарнейшее видео (режиссером которого выступил прославленный швед Йонас Акерланд, ранее работавший с Мадонной) и массивная радио-поддержка обеспечили ‘Beautiful Day’ такую поддержку, что песня не выходила из головы дни, недели напролет. Уже тогда говорили, что comeback состоялся. Сделанная в «добрых» традициях U2, песня сразу получила статус «золотой». Уже тогда заговорили о всевозможных премиях («Грэмми») в том числе. Этот успех стал во многом нежданным для самих U2. Попадание на верхние строчки хит-парадов они комментировали довольно смущенно и довольно скупо. Боно, который, как признается, до сих пор не верит в этот успех, только и мог сказать: «Спасибо, спасибо, это действительно прекрасно и для нас это и правда удача».
Примерно то же самое (по существу, ну что еще можно сказать!?) Боно и все остальные участники U2 говорили после того, как сразу же после выхода, ‘All That You Can’t Leave Behind’ оказался на вершине хит-парадов десятков стран.
Пластинка, над которой музыканты «бились» полтора года, в процессе записи которой ссорились и ругались, и наконец, которая могла стать либо всем, либо ничем, была принята, все же, если не всеми, то подавляющим большинством. Заголовки музыкальных журналов пестрили заголовком сей статьи – «СПАСАТЕЛИ РОКА, РОКнРОЛЛА плюс всевозможные вариации). За редким (очень редким исключением) критика оценила ‘All That You Can’t Leave Behind’ ниже четырех баллов. Или 4 или 5. Крупнейшие издания отдали U2 обложки и лучшие полосы, радиостанции «сражались» за эксклюзив, фото-репортеры готовы были погибнуть за пару, опять же, эксклюзивных фотографий.
«U2 вернулись и в лучшем своем качестве», «Нынешнее состояние U2 – его они достойны”, «Они и вправду самые лучшие»… - под эти газетные заголовки U2 проводили 2000-ый год. Год, которого они очень боялись, и который, как сталось, стал для них чуть ли не лучшим за всю их карьеру. Свой третий десяток на сцене они разменяли как нельзя хорошо и удачно. «В таком духе» они готовы продолжать и дальше. Получение сразу трех «Грэмми» (за Запись Года, Песню Года и Рок-Исполнение) и специальной награды Brit Awards (за выдающийся вклад в британскую музыку) только лишний раз убедило их в этом.
Очень может быть, что U2 на самом деле великая группа. Не уставать, уступать и не стареть может себе позволить далеко не каждый современный коллектив. Может быть, то, что будем наблюдать в ближайшее время разубедит нас в том, что РОК МЕРТВ (это высказывание стало очень модным в последнее время!). И может быть, со временем мы поймем, что как раз U2 те герой, которых мы (мир, шоу бизнес) ждали так долго?
Музыканты говорят, что довольны тем, как на сегодня у них обстоят дела. Кризис прошел, оптимизм остался. «За последние месяцы мы стали действительно настоящими друзьями, - говорит Боно, - мы уже знаем, что уже никогда не расстанемся и никогда не разойдемся. Все что произошло и все то, что есть, сближает так, что порой становится просто страшно. Мы группа, мы друзья. Мы не намерены уставать и не намерены уходить». Звучит, признайте, как финал хорошей сказки. Хорошее начало, ближе к середине небольшой провал, но в финале снова все хорошо. Может быть, это и вправду конец. Конец легенды (дальше они уподобятся The Rolling Stones и уйдут «на самый верх», не будут ни о чем беспокоиться и выпускать альбомы раз в пять лет; конец эпохи некого романтизма в музыке, не рекламного геройства. Кто знает? Знает время, оно то и расставит все на свои места. Скоро, быть может, очень скоро мы поймем, СПАСЛИ ли U2 рок, а если нет, то под силу это кому-то вообще. Пока мы заключаем первую часть сей статьи и переходим во вторую, в которой и попробуем разобраться во всем этом.

«Спасти рок» в прямом смысле этого слова – задача не из простых (да и кто сказал, что его вообще нужно спасать). Спасти от нашествия новых поп-групп? Спасти как таковой? Давайте по порядку. Сначала нужно понять и разобраться в том, кто, собственно, U2 на сегодня в мировой музыке. Да, они одни из самых лучших и профессиональных групп на планете. На их песнях растет вот уже второе (а может и третье поколение). Заявив о себе еще в середине 80-х, U2 умудряется оставаться не только «модной» и современной командой, но и востребованной, что само по себе уже достижение (в принципе, героев 80-х, по сей день остающихся «на ногах» можно пересчитать по пальцам). Это бесспорно. Каждый их новый альбом ждут, как может быть, ничей другой, так что если говорить о «социальном ударе», то тут тоже все в порядке. Камень преткновения один. Это, как ни странно, их новый альбом. Если суммировать и проанализировать все рецензии и отклики на ‘All That You Can’t Leave Behind’, то, как ни странно, получится то, что в большинстве своем, на первый план выходит его величество СОМНЕНИЕ и миссис ПРИСТРАСТНОСТЬ. Если быть суровым, то критики, по существу, это среднего возраста музыковеды, хорошо знающие музыку и горячо любящие СТАРУЮ музыку, «старую гвардию», так сказать. Разочаровываться всегда тяжело, тем более в той музыке (или музыкантах, с которыми «прожито» так много. Вот и получается, что по сей день, U2 получают оценки за то, что СДЕЛАЛИ еще несколько лет назад. На хрестоматийном ‘The Joshua Tree’, революционном ‘Achtung Baby’ и смелом ‘Zooropa’.
Британский Q и американский Rolling Stone признают, что U2 сегодня – это профессиональная группа, с хорошей историей и дискографией. В Штатах, ‘All That You can’t Leave Behind’, который, кстати, в Америке и критика и публика приняла более прохладно, нежели в Европе, стал первым альбомом U2 (не считая сборника ‘The Best Of 1980-1998’) не возглавившим чарт Billboard. Пластинка довольствовалась только 3-им местом. Пускай альбом «гремел» в то время по всему миру, один из главных рубежей им все – же не удалось взять. Billboard написал, что для такой группы как U2 сей факт (третье место в Америке) не то, из-за чего стоит расстраиваться. Да, конечно. Но в специальном опросе, который независимым образом провела одна из американских радиостанций, U2 проиграли по всем статьям «новому поколению», и это при этом, что опрашивалась не только молодежь. В чем же дело? Проиллюстрирует ситуацию сбор мнений одного из фан-клубов группы. В чем причина неуспеха ‘All That You Can’t Leave Behind’ у тех-то и тех-то? Одни говорят, в том, что U2 как раз вернулись назад и записали спокойную поп-рок пластинку, другие, что на фоне прошлых своих работ, U2 просто выглядят просто смешно. Всегда осторожная Америка хоть и дала музыкантам три «Грэмми», так до конца и не оценила их последнее творение. Цифры говорят сами себя, да и не только в Америке. Пластинка, которая менее полугода дебютировала на первой строчке в чартах многих стран сейчас находится уже за двадцаткой. (надо сказать, что три предыдущих альбома U2 оставались в фаворитах дольше).
Будучи национальными героями в родной Ирландии и соседней Англии, U2 остались абсолютно на том же уровне популярности, что и были прежде. Новых высот, как ни странно и не печально, им взять так и не удалось.
И сейчас, когда эйфория спала, как и пелена с глаз, можно это сказать. Иными словами, трезво посмотреть на ситуацию. Вернее, и наверное даже мудрее было бы полагать, что будущее (и возможно, миссия спасения рока) все-таки за молодыми. Посмотрите сколько их. Столько не было во времена U2. Другой вопрос в том, что это будет уже новое поколение, соответственно, понятия будут уже совершенно другие. У каждого времени свои герои – это Beatles, Led Zappelin, Queen и U2. Да, они великая группа, они герои, но наверное, уже своей эпохи.

Посмотрите на них сегодня – U2 молоды как никогда, энергичны и …скучны, опять же, как никогда в жизни. Они более не экспериментируют, а продолжают «в том же духе» – выпускают синглы с танцевальными обработками, собираются в очередное мировое турне, появляются на светских приемах и вечеринках. У каждого из музыкантов – все хорошо, у них есть девушки, жены, дети. Все довольно состоятельные люди, все обладают какими бы то ни было званиями и почестями. Зачем идти дальше?
U2 все прекрасно знают и понимают. Они останутся с нами, но они уступят дорогу молодым. И не стоит удивляться, если они вдруг закончат свою карьеру, или же, пробудут на сцене до «самого конца». Так или иначе, они одни из лучших и это мы точно знаем…

Никита ФИЛИМОНОВ

Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Интернет-магазин BOLERO Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО MNS - Music Non Stop

© DVA.narod.ru 1999-2010 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 NetPRINT - Национальный сервис цифровой фотопечати

Hosted by uCoz