David Bowie
к основной странице

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Дизайнер музыки.

Дэвид Боуи, привыкший удивлять всех и вся, выпускает на днях новый альбом All Saints, состоящий исключительно из инструментальных композиций, записанных знаменитым английским певцом, музыкантом и автором песен в период с 1977 по ... год. Пока альбом не появился в продаже, у нас есть отличный повод еще раз вспомнить основные вехи жизни этого необыкновенного человека. Рецензию на All Saints читайте в ближайшее время на нашем сайте. “Житие” Дэвида написал Александр “Бел” Беляев.

Час от часу…90-е

В начале октября, одновременно во многих странах мира, появился в продаже новый альбом hours патриарха поп-музыки Дэвида Боуи. Этот факт дает отличный повод проследить основные вехи творчества Боуи - незаурядного музыканта, певца, композитора, самого, пожалуй, нестандартного артиста так называемой «массовой культуры». Творчество Боуи на протяжении всей музыкальной карьеры представляет собой феноменальный эксперимент по «вписыванию себя» в различные музыкальные стили и направления, а также попытки создавать или разрушать модные тенденции. Подавляющее большинство экспериментов Дэвида Боуи встречало теплый, часто даже восторженный прием, как со стороны критиков, так и со стороны публики. Исключительная гибкость мышления Боуи, его отношение к экспериментам как к нормальному состоянию творческого человека вот уже четверть века позволяет музыканту оставаться на гребне волны и не только не стать музейным экспонатом, но и делать свои альбомы сенсацией. И новый студийный двадцать какой-то по счету «сольник» опять стал поворотной точкой в карьере разноглазого хамелеона. Но, кроме просто поворота, альбом, как мне кажется, станет еще и гигантским прорывом (или возвращением) к широкому слушателю, в отличие от лабораторных экспериментаторских “Earthling” или “Black tie/white noise”.

Он свалился с Луны…70-е

Дэвид Боуи (настоящая фамилия – Джонс; родился 8-го апреля 1947 года) стал известен широкой публике в 69-м году, когда его песня “Space Oddity” попала в британский хит-парад. С этого момента началась беспрецедентная музыкальная карьера, не знающая границ и условностей. В те годы молодой музыкант (певец, гитарист и саксофонист, да еще и дизайнер по образованию) по имиджу и исполняемой музыке относился к «модам» - специфическому англофильскому движению послевоенной британской молодежи. Концептуальный альбом 1972 года “The Rise and Fall Of Ziggy Stardust and The Spiders From Mars” (Зигги «Звёздная Пыль» и Пауки с Марса – взлёт и падение; в названии отражено имя вымышленного марсианского артиста и его рок-группы) до какой-то степени расшифровывает творческую концепцию Боуи. В общем примитивном виде эта концепция представляет собой эпатаж, остроумные веселые эксперименты как в самой музыке, так и в манере и методах донесения ее до слушателя. Зигги на некоторое время стал как бы альтер эго самого Боуи; его история – история настоящего артиста, как ни высокопарно это прозвучит. Чего стоит хотя бы фраза из заглавной песни альбома: “he can lick ‘em by smiling” (lick ‘em – сленговое kill them), то есть “он может убить их улыбкой”. Кумир может «убить» публику одной улыбкой? Да запросто! Этот альбом, помимо прочего, обозначил переход Дэвида Боуи к зарождавшемуся тогда стилю глэм-рок, в котором Боуи стоит наравне с такими классическими рок-н-рольщиками, как Slade, T-Rex и Kiss. С лидером T-Rex Марком Боланом (Marc Bolan) Боуи даже записал прекрасную балладу “The Prettiest Star” («Самая красивая звезда» - как бы комплимент этих двух нарциссов самим себе). Песня почему-то долгое время нигде не выходила, в конце концов появилась пару лет назад на сборнике раритетов.

Лирическое отступление: чем завоевывать друзей и оказывать влияние на людей…

Опять-таки, хотя «Зигги…» формально относится к глэм-року, сразу заметно, что сочинительский талант и фантазия автора далеко выходят за рамки стиля. Его творчество тех лет (как, в общем, и всех последующих) не укладывается в схему «музыка+шоу» (как Элис Купер) или «шоу+музыка» (как Kiss). Это в первую очередь прекрасные песни, всё остальное – только упаковка товара. Но какая упаковка! Так продавать себя умеет только он. Бесконечно формируя и изменяя свой имидж (это касается не только внешности, но и манеры поведения, интервью и вообще модус вивенди), Боуи как бы слегка опережает ожидания и вкусы публики. Вот, например, как Боуи разыгрывал карту своей сексуальности. Он был «нормальным» в начале карьеры, «андрогинным» во времена глэма и Зигги Стардаста, в 80-х культивировал имидж «интересного мужчины» (как в клипах Chinа Girl, Modern Love и др.) но при этом делал в интервью намеки на свою бисексуальность. Уже скандал, но Боуи и Мик Джеггер (которые, кстати, записали в1985 совместный хит Dancing In The Streets) пошли ещё дальше по пути возведения напраслины на себя, объявив во всеуслышание, что были любовниками. Народ поморщился, но простил любимых – какая-то двусмысленность! – артистов. А лет через десять, когда «голубизна» стала нормой жизни для поп-музыкантов и сочувствующих, Боуи неожиданно «покаялся»: дескать, врал я вам, никакой я не гей и даже не би, а самый что ни на есть нормальный мужчина, и хватит, ребята, в эти декадентские игрушки играть. Но, несмотря на подобное лукавство, некоторые «личные и гражданские» поступки Боуи вызывают попросту уважение. Взять хотя бы совершенно бескорыстное содействие мастера начинающему артисту по имени Игги Поп. Боуи, будучи довольно плодовитым автором, не только включил в свой репертуар песню Игги Chinа Girl (альбом Let’s Dance, 1983), не только спродюсировал его дебютный «сольник» “Idiot”, но даже отправился с Игги в турне в качестве анонимного клавишника (хотя клавиши – не «профилирующий» инструмент Боуи). В результате этих самопожертвований Боуи приобрел верного друга и соавтора, а публика – новую звезду.

«Прыгай, говорят тебе!»… 80-е

80-е, которые столь успешно начались для героя нашего материала, в завершении не принесли ему ничего особо радостного. Песни Боуи, прежде стопроцентно попадавшие в первую десятку хит-парада, всё чаще стали болтаться где-то внизу таблицы (Underground, 1986 год – 21место, Time Will Crawl, 1987 год – 33-я позиция, Never Let Me Down того же года – 34 строчка, When The Wind Blows – лишь на 44-м месте в 1986 году). В этих непростых условиях разноглазый любитель смены имиджей делает финт ушами: он не просто собирает экспериментальный аккомпанирующий состав, а организовывает группу Tin Machine, играющую гаражный рок, с собой, натурально, в качестве вокалиста (слава Богу, что не барабанщика или ещё кого). Во как: нет проблем – создадим! И они были созданы, так как шумиха вокруг создания группы и двух её альбомов (Tin Machine I, 1989 год и Tin Machine II, 1992) не повлияла ни на продажу альбомов, ни на посещаемости турне и популярности этой как бы «группы». Многие критики восприняли Жестяную Машинку всерьёз и даже увидели в ней некое будущее Боуи. Не хочется хвастаться, но автор данного материала тогда уже почувствовал какую-то фальшь во всей этой затее, хотя в те годы был совсем ребёнком и любителем группы Queen (в 1981 году Боуи выступил соавтором и соисполнителем квиновской Under Pressure c альбома Hot Space; тогда же эта замечательная вещь попала на 1-е места многих хит-парадов). Уже в 1993 году, оставив всех, уверовавших в Жестяную Машинку, с носом, Дэвид Боуи записывает сольный альбом Black Tie White Noise, единственный хит которого Jump They Say возвращает музыканта на завоеванные позиции популярности в Европе (альбом и песня попали в “десятку” британского хит-парада; в США же альбом провалился).

От «Одного.» до «Семи»… снова 90-е

Следующие два года Боуи посвящает подготовке нового концептуального альбома, и в октябре 1995 года в продаже появляется пластинка под названием 1.Outside. Альбом, текст песен которого представляет собой историю детектива, занятого расследованием ритуальных убийств, вызвал живой интерес у публики и критики. Благодаря скандальности содержания песен, необычному, местами атональному саунду и при этом определенному хитовому потенциалу 1.Outside получил хорошее паблисити и продвижение в хит-параде. Хитами стали композиции Hallo Spaceboy (в ремиксе Pet Shop Boys, танцевального дуэта. Комментарий: Боуи найдет общий язык с кем хочешь) и Heart’s Filthy Lesson, озвучившая кинокартину со сходной тематикой («Семь» Дэвида Финчера). Однако, несмотря на всё это, альбом остался несколько обделенным любовью слушателей и не стал вторым Ziggy Stardust’ом. Произошло это – многие со мной согласятся – из-за чрезмерной даже не экстремальности, а скорее «замороченности» материала альбома. Причем «замороченности» какой-то вымученной; всего-то ведь поп-альбом, пусть даже очень «умный» и необычный, а материал подан так, как будто это по меньшей мере «Военный Реквием» Бриттена. То, что уместно звучит за кадром в философско-религиозном «Семь», не всегда адекватно воспринимается при прослушивании диска.

Землянин в джунглях…

Следующий альбом “Earthling”, появившийся в 1997 году, постигла ещё более печальная участь. Здесь Боуи почему-то отказывается от задуманной и сработавшей в 1.Outside идеи альбома-триллера с продолжением. “Earthling” просто кошмарен. Во-первых, это джангл. Во-вторых, с какими-то эйсид-роковыми гитарами. Первые 5-10 минут такого саунда могут приковать к себе внимание и даже позабавить слушателя, но не более того. Просчет очевиден: для любителя джангла (при условии, что такой меломан вообще в состоянии отличить Дэвида Боуи от Лестера Боуи) “Earthling” является профанацией стиля, для не-любителя джангла это всё «дурь старика Боуи». Но вот наступает 99 год, и непотопляемый Дэвид Боуи выпускает очередной альбом, с которого и начинается моя статья. “hours…” интересен тем, что его композиции очень “дружественны” по отношению к слушателю, но нельзя сказать, что музыкант пошел на поводу у публики. Саунд альбома имеет следующие параметры: изобретательная басовая линия, разнообразные рисунки ударных, мощный бэк-вокал в сочетании с мягким «обволакивающим» звуком клавишных… Всё это делает альбом исключительно приятным для прослушивания. При этом в диске нет и намёка на «попсу» или такие «общие места» современной популярной музыки, как излишний пафос альтернативного рока, слащавость мэйнстрима, самоповторы классиков рока (к которым Боуи, вообще-то, тоже относится!). “hours…”, можно сказать, проскочил между Сциллой и Харибдой разнополярных вкусов сегодняшних слушателей, людей в основном неразборчивых, но требовательных.

«Мы все вышли из шинели Зигги Стардаста», или Боуи – наше всё!!!

Творчество Дэвида Боуи оказало влияние на огромное количество музыкантов разных поколений. У него учились, у него воровали идеи, на него старались походить внешне (вспомним «разноглазую» обложку пластинки Бориса Гребенщикова “Radio Silence”, несправедливо зачмарённую критикой и публикой). Из последних по времени Боуи-филов можно отметить британцев Pulp и, в несколько меньшей степени, Suede (Placebo я тогда еще не знал! - авт). Название самого лучшего альбома Suede “Dog Man Star” критики напрямую соотносят с названиями песен Боуи: Diamond Dogs – The Man Who Sold the World – Starman. Это аллюзии, а многие песни Боуи получали второе рождение в качестве кавер-версий самых разных музыкантов. Несколько примеров: пост-панковский Bauhaus и Ziggy Stardust; мэйнстрим рока в лице Wallflowers отметился с Heroes; возрождённые Culture Club записали Starman. Кроме кавер-версий, творения Дэвида Боуи подвергались радикальному творческому переосмыслению деятелями искусства, далекими от рок-н-ролла. Так, знаменитый в академических кругах американский композитор-минималист Филипп Гласс сделал транскрипцию альбомов 77-го года “Law” и “Heroes”. Получилась целая симфония.
Резюмировать всё вышесказанное хочется, перефразировав Игоря Стравинского. Он как-то высказался в том духе, что он-де не композитор, а «изобретатель музыки». Вслед за ним Боуи может сказать нечто вроде «я – не просто артист, я – дизайнер рок-н-ролла!».

Александр БЕЛЯЕВ, 1999.

В настоящее время автор - музыкальный обозреватель газеты “Время новостей” и автор журнала Play.

Фотографии предоставлены сайтом http://bowie.next.ru.

Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Universal Music Russia MNS - Music Non Stop Ежедневная электронная газета YTPO

© DVA.narod.ru 1999-2003 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 Дэвид Боуи - человек со множеством лиц

Hosted by uCoz