МУЗЫКА на Народ.Ру!
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Театр Грёз, или возвращение в Метрополис.

Все рецензии об американской группе Dream Theatre начинаются и заканчиваются одним и тем же: музыканты квинтета – виртуозы, каких мало, играют очень сложную музыку, но делают это очень холодно и безо всяких эмоций. И то, и другое святая правда. Dream Theatre действительно профессионалы высшей квалификации, знающие свои инструменты от аз до ижицы, способные сыграть что угодно с кем угодно в любом стиле: если не верите, посмотрите видеосборник “Once In A LiveTime”. На этой записи представлены совместные концертные выступления «Театра Грёз» с музыкантами из Marillion, Yes (Стив Хау, гитара), Iron Maiden (Брюс Дикинсон, вокал в кавере диппёрпловской “Perfect Strangers”), и даже такими маргиналами, как Napalm Death. О виртуозности и неординарности «театралов» говорит и тот факт, что каждый (!) из инструменталистов группы выпустил собственную видеошколу, мастер-класс игры на инструменте – не могу припомнить аналогичного случая у других групп... Подход театрщиков к созданию музыки просто завораживает; кажется, что они музыку не просто сочиняют, а конструируют и изобретают заново, причем с целью создать конструкцию посложней, да ещё чтоб на рок-музыку было похоже. Чем-то, конечно, похоже: длинные волосы, фуззовая гитара, «косые» кожаные куртки… называется всё это дело «прогрессивный рок», или просто «прогрессив» с ударением на второй слог. Но как бы это ни выглядело и не называлось, роком эта музыка быть не может, её, в крайнем случае, можно назвать «нео-арт-рок». Но, опять-таки, в классическом арт-роке отсутствует то, без чего любая разновидность рок-н-ролла совершенно немыслима, то есть блюз. Как известно, арт-роковые группы (Yes, Genesis, King Crimson, ELP and so on) в своём творчестве опирались на европейскую академическую музыку, а не на блюз – отсюда такое мелодическое, гармоническое, ритмическое разнообразие и сложность «арта» и «прогрессива». Ну действительно, что это за рок-песня, одна часть которой имеет размер, скажем, 5/4, вторая – 6/8, третья – 12/8, да ещё все в разных тональностях. Ну да Бог с ней, с этой усложненностью, поговорим лучше о другом моменте, об эмоциональной составляющей у Dream Theatre.
С эмоциональной составляющей у Dream Theatre, право слово, туго. Её, составляющей, по рок-н-ролльным понятиям как бы и вообще нет: никакого тебе надрыва, навзрыда, психоза и прочего «камон эврибади». Скажу, без всякого стёба, что да, играют Dream Theatre очень холодно, и (как поточнее выразится?) надменно. Ла Бри, Петруччи и компания воспроизводят свои опусы с тщательностью и спокойствием консерваторского профессора, играющего этюд Шопена. Но я лично считаю, что в этом ничего плохого нет, наоборот – я, как слушатель, рад, что мне не навязывают никаких эмоций, не пытаются выдавить из меня слезу по поводу какого-то события, которое и ко мне не имеет отношения, да и самому музыканту на него, по большому счету, наплевать… Просто это comme il faut для некоторых миллионеров от поп-музыки, вот так взять и спеть о простых бедняках, или шпане, или ниггерах, или педарастах – да мало ли тем для слезодавящего шлягера!!! Dream Theatre такими вещами не занимаются. Они все – в музыке, которая не имеет ни четкой стилистической, ни даже национальной привязки. Попробуйте с ходу определить, из какой страны этот коллектив – Англия? Америка? Скандинавия? Да ещё и имена какие-то у них многонациональные: Джеймс Ла Бри (вокал), Джон Петруччи (гитара), Джон Миюнг (шестиструнный бас), Майк Портной (барабаны и прочие ударные), Дерек Шериньян (клавиши; в настоящее время его место занял человек с германской фамилией, Джордан Рудесс) – короче, полный интернационал.
В своем новом творении, концептуальном альбоме “Metropolis pt2: Scenes From A Memory”, Dream Theatre языком музыки попытались рассказать о том, что происходит в голове одного отдельно взятого человека. Зовут его Николас. Он приходит на прием к психоаналитику, тот начинает сеанс гипноза, и в гипнотическом состоянии этому Коле начинают видеться события из чьей-то чужой жизни. События, надо сказать, совсем недетские: два родных брата влюбляются в одну девушку, некую Викторию (Адамс из Спайс Гёрлз. Шутка). Она то ли одного предпочитает другому, то ли вообще ей никто не показался – здесь я не совсем разобрал – но один из братанов остался настолько недоволен таким положением вещей, что взял да убил и женщину, и родственника. Такова концепция. Причем интересен способ донесения фабулы до слушателя. Во-первых, непосредственно через тексты песен, в которых присутствует и внутренний монолог, и несобственная прямая речь, и прочие чисто литературные способы. Во-вторых, посредством «голоса за кадром» (им говорит психоаналитик). В-третьих, с помощью звуковых эффектов, прямо как в театре (название группы наконец-то пришлось ко двору!). Но всё-таки, основной психологический «накат» происходит посредством музыки. Альбом не случайно помечен как «часть вторая»: дело в том, что первый «Метрополис» у Dream Theatre уже есть – это название носит одна из их первых композиций, которая ныне считается эталоном современного тяжёлого прогрессива. Кстати, на новом альбоме эта вещь щедро цитируется, образовывая некую арматуру для музыкальной концепции альбома.
Теперь скажем несколько слов о самих композициях. “Scene 3: Through My Words” отличается весьма мелодичным фортепианным вступлением, а вступление “Scene 7: Dance of Eternity” содержит совершенно чумовой «буравящий» бас, почти как в “New Millenium” с предыдущего альбома Falling Into Infinity. Вторая часть Scene 7, “One Last Time”, контрастно представляет собой медленную композицию, насыщенную «хрустальными» клавишами. “The Spirit Carries On” – тоже неплохая песня, напоминает Pink Floyd времён “The Final Cut”.
Диск, кстати говоря, содержит огромное количество приколов, это касается как оформления, так и звуковых эффектов и мелодий, и вообще заморочен до последней степени. Ну, не будем вас лишать удовольствия самим найти подводные течения в Metropolis’e.
… А заканчивается альбом совершенно неожиданно: Николас, герой сией повести, приезжает домой (Scene 6: Home) и засыпает. Во сне ему является тот самый психоаналитик, сеанс как будто начинается сначала (Scene 9: Finally Free), но Коля с криком просыпается… На этом месте игла проигрывателя срывается с пластинки, оставляя слушателя наедине с каким-то серым шумом. Инстинктивно вскакиваешь, чтобы исправить проигрыватель, и только тут вспоминаешь, что проигрыватель-то лазерный…


Аким Аленин специально для dva.narod.ru.

Интернет-магазин BOLERO Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО Aromat.RU - крупнейший Российский интернет-магазин парфюмерии OMEN.RU - Мегахаус Развлечений

© DVA.narod.ru 1999-2003 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 о3он

Hosted by uCoz