Благодаря Диме Билану «Евровидение-2009» пройдет в России
Уж было верить перестали. И надеяться. И придумали кучу причин, почему Россия никогда не выиграет «Евровидение». Мы, правда, взяли пару лет назад «Евровидение» детское, но то же детское. А взрослое слабо? Да не, что вы... Это ж все политика. Не дадут!
Однако выиграли всухую (пишу во множественном числе, ибо у победы много отцов). Еврозритель ко всякому привык, но номеров с выраженным спортивным элементом, кажется, еще не было. И уж явно спортсмены масштаба Евгения Плющенко не участвовали.
В полуфинале сильный результат предсказать было трудно. Билан пел, как и пел, двигался - как двигался. Голос сырой, слабый, неинтересный, движения дерганые... Произношение квазианглийское не улучшил. Каша во рту, из песни ни слова не понятно. Забавно, что, говоря о Билане, постоянно обыгрывается строчка из песни в том духе, что-де «Дима просил поверить/верить ему». Ничего подобного Дима не «просил», потому что в песне нет подразумеваемого believe me («верь мне»), а есть нечто другое - 'cos I've got something to believe in («потому что мне есть, во что верить»). Хваленый номер: три стройных парня в белом, с микрофоном, скрипкой и коньками. Дворец пионеров! Песня? Попробуйте прокрутить в памяти не припев с хуком, а хотя бы куплет, не говоря уж об интро или коде. Получилось? Ну здорово.
За годы участия в конкурсе победа на «Евровидении» стала идеей фикс. Проигрыши в этом безобидном действе воспринимались как личные оскорбления. Вот мы, дескать, поехали за границу, а нас там, оказывается, «не любят». Самое смешное, что чувствительному обывателю сам конкурс в его/ее стране едва ли нужен. Ну приедут музыканты в твой город. И народ, побросав дома банки с пивом и вязание, побежит на стадион? Да нет, будет сидеть у телевизоров. Телеканал заинтересован в трансляции, но едва ли мечтает тратить бешеные деньги на организацию конкурса.
Но раз уж выпало выиграть - хорошо, что случилось это сейчас, когда статус состязания вырос. «Шоу для домохозяек» в конце 90-х незаметно сменило имидж. Теперь конкурс нужен всем. На него хотят попасть новые артисты, старые артисты, забытые артисты. Граждане новой Европы, старой Европы, Евразии и Азиопы. Почему? Потому, что шоу-бизнес переориентируется на европейский восток и Россию. Модная теория про страны «кирпича» в шоу-бизнесе работает так: Китай и Россия однозначно интересные рынки, Бразилия вроде бы тоже, в Индии всю жизнь все рок- и поп-звезды выступали.
Теперь обижаемся не мы, а страны-основатели. Сайт BBC сообщил, что многолетний британский ведущий сэр Терри Воган собирается оставить передачу из-за проигрыша чернокожего британца Энди Абрахама с тамошней «Фабрики звезд». И из-за политизации. «С самого начала все шло к тому, чтобы Россия стала политическим победителем», - отметил сэр Терри. И посоветовал «западноевропейским исполнителям решить, нужно ли им это вообще». Он прав: Абрахам мог петь как угодно здорово, но подобный сухой фанковый стиль восточноевропейскими слушателями не воспринимается.
Победа убедительна. 272 итоговых балла против 230 у Украины (от которой выступала небезызвестная в тех краях Ани Лорак). Уже в середине голосования было понятно, что спасти Россию от триумфа может только чудо. Но и здоровая интрига была. Страсти накручивались. Множились слухи про проблемы со льдом. Интриги. Матримониальные обязательства Билана («Выиграю - женюсь») - как минимум два человека в этой победе были заинтересованы.
Деваться от «Евровидения» в уикенд было некуда. Три дня трансляций: два полуфинала плюс финал. Начинали вечные коллеги, Ольга Шелест и Антон Комолов, вышло у них странно, совсем не в духе этих веселых «близнецов». С Дмитрием Губерниевым у Шелест получилось лучше. Губерниев по любому поводу сыпал именами героев хард-рока, переживал за поражение финской группы, чей басист, по его словам, «сын Лемми Килмистера и внук Дио». Кто не в теме, поверьте: это довольно точно и смешно. Финал - сразу на двух каналах, РТР и MTV. В воскресенье утром повтор MTV-эфира. Уф-ф!
Все знают, как себя вести при поражении - кого ругать, кто виноват, что делать, а также что делать с теми, кто виноват: теленачальника долой, Европе - сырьевую блокаду! Но никто не знает, как себя вести при победе. С MTV все просто - молодежный канал на то и молодежный, чтобы кричать и переходить на личности. Правда, кое-кого из гостей прорывало на «оговорки по Фрейду» вроде «и хотя это Дима Билан, я все равно болею за Россию». Итоговое обсуждение на РТР ничем не отличалось от дискуссий на «Первом» в прошлые годы: и здесь никто не мог ничего сказать, кроме «Димымолодца». Все годы, что Россия безуспешно участвовала в конкурсе, комментаторы твердили, что-де «это все политика». Сейчас, когда политика «случилась» в нашу пользу, говорят иначе: а) России везет; б) Второй канал фартовый. Эти глубокие мысли текли до трех часов ночи. Про беспредельные таланты Димы пропели даже те, кто «по должности» таким подхалимажем заниматься не обязан, включая джазмена Игоря Бутмана. Все, разумеется, предсказывали победу, иные не сомневались в ней еще два года назад, но тем не менее все волновались.
Единственным гостем, что продемонстрировал вкус и профессиональную оценку музыки был АК Троицкий. В частности, доводя «придумку» до абсурда, он предложил «Кабаеву - на подтанцовки, Нетребко - на подпевки» и отвесил двусмысленный комплимент: идея усилить Билана скрипачом и фигуристом хорошая, потому что сам Билан «артист так себе». Но тут отца русской рок-журналистики зашикали-захлопали всякие псевдогламурные дивы и молодые люди. А также ведущая, которая в годы, когда Троицкий делал изумительную телепрограмму «Кафе Обломов», еще, наверное, в школе училась.
Наверное, конкурс действительно был неплох. Были и хорошие вокалисты, и сложные песни. В основном, конечно, средние певцы, никакие песни и как-бы-эпатажные номера. Этническая израильская песня - такой, конечно, ничего не светило, зато ее не стыдно слушать вне контекста. А один из конкурсантов, Себастьен Телье (Франция), сам по себе небезызвестный артист, летом ожидается в Москве. В общем, конечно, чего брюзжать, считать чужие деньги и оценивать чужие вкусы. «Евровидение» пройдет у нас. Будем надеяться, что забавно. И что пройдет оно в Москве. А не в Сочи.
26.05.08. Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №90
Вечером открывается фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж»
Во многих европейских городах есть такие джазовые фестивали - отдыхательно-прогулочные мероприятия с щедрой программой и в исторических местах. Москва не исключение, «Джаз в саду «Эрмитаж», когда-то поразивший новизной формата, а теперь уже заслуженный и приятно-привычный, - проводится уже одиннадцатый год. Мероприятие, начинавшееся десятилетие назад со студенческих концертов, довольно быстро развилось в международный фестиваль. Каждый год в программе - лучшие наши и хорошие зарубежные музыканты. Как правило, день открывается каким-нибудь очаровательно-старомодным диксилендом, продолжается энергичным бопом, «умным» джаз-роком или ароматными латинскими напевами, а завершается седовласой легендой. И все довольны. Кто-то посчитал, что в последние годы за все дни джаз-фестиваль посещает столько слушателей, сколько в среднем приходит на большой рок-фестиваль. Получается, что эрмитажевское мероприятие - самый массовый фестиваль из джазовых и самый джазовый из массовых. Это при том, что на фестивале начисто отсутствует попса и всякие компромиссные жанры вроде лаунжа.
В этом году на полукруглую сцену сада выйдут музыканты из десятка стран Запада и Востока, от США до Японии и Израиля. Программа разнообразна, хотя и без мегазвезд. Среди любопытных интернациональных составов - квартет Reunion, в который входят хорошо известный пианист среднего поколения Дейв Кикоски и его старый друг и коллега, «русский американец» Алекс Сипягин. Остальные в Reunion - это местная виртуозная ритм-секция, басист Антон Ревнюк и барабанщик Евгений Рябой, а также саксофонист Донни Макказлин, бывший участник группы Steps Ahead и сайдмен, переигравший со многими звездами джаза.
Ценителям импровизаций наверняка придется по душе выступление саксофониста Гари Томаса. Афроамериканец из поколения Грега Осби, Джошуа Редмана и других правильных акустических пост-бопперов, он выступит с трио пианиста Льва Кушнира. Также в этой компании появится контрабасист Виктор Двоскин, перебравшийся из России в США в 1993 году, имея на тот момент репутацию лучшего басиста СССР. За океаном он организовывал свои проекты (Jazznost), сотрудничал со знаменитыми людьми вроде Гари Бертона и опять-таки заработал высокую репутацию. Уиллис Конновер говорил: «Двоскин не только выдающийся басист... он еще отличный композитор, написавший почти весь репертуар коллектива Jazznost. Его аранжировка русской песни «Полюшко-поле» сравнима с аранжировкой Гленна Миллера».
И наконец, самая, наверное, занятная часть для широкой отдыхающей на травке «Эрмитажа» публики - латиноамериканская музыка: московский ансамбль ESH, специализирующийся на бразильском джазе, выступит с настоящим бразильским виртуозом-перкуссионистом Селио де Карвалью.
И кстати, самая важная часть программы любого мероприятия на открытом воздухе - прогноз погоды. Прогноз гласит, что дождя не будет до воскресенья.
18.08.06. Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №148
В Москве Мадонна завершит свое европейское турне
Концерт Мадонны в нашей стране - это событие, которое стало таковым еще до того, как на самом деле состоялось. Уровень интереса к концерту американской суперзвезды, символа поп-музыки и 80-х, и 90-х, и даже «нулевых», по ряду причин крайне высок. Чуть ли не с зимы начали циркулировать «достоверные слухи» о том, что грядет концерт. Поговаривали, что сперва некая организация договорилась с менеджментом певицы, затем в этот переговорный процесс вклинились еще две какие-то организации (чуть ли не левые), которые ни о чем не договорились, но зато сразу предложили больше денег и подняли ставку в игре. Как бы то ни было, возня бульдогов под ковром позади, и дата концерта Мадонны точно определена - 11 сентября, площадка - Воробьевы горы. Билеты начали продаваться с сегодняшнего дня, 8 августа, а члены официального фан-клуба Мадонны смогли заказать их через Интернет уже в пятницу.
Что приятно, продюсер шоу Мадонны - руководитель фирмы Live Nation Central and Eastern Europe Тим Даудалл сказал на пресс-конференции (даже такое скучное и протокольное мероприятие, как «пресс-конференция организаторов концерта по поводу предстоящего выступления суперзвезды», само по себе превратилось в настоящее событие), что Мадонна считает выступление в Москве одним из приоритетов своего европейского турне.
По словам организаторов московского выступления, цена основной части билетов составит 1,5 тыс. руб., и это «самая низкая цена на концерт Мадонны в рамках ее нынешнего европейского тура». Дороже будут стоить места на трибунах - их цена достигнет 25 тыс. руб. Билеты должны иметь несколько уровней защиты, в том числе водяные знаки, быть изготовленными на специальной бумаге, и у каждого должен иметься свой штрих-код. Официальный сайт Мадонны сообщает, что в ходе концерта она намерена исполнить песни со своего последнего альбома Confessions on a Dance Floor, выпущенного в 2005 году.
Между тем европейское турне Мадонны, которое завершится аккурат в нашей столице, продолжается. Один из самых скандальных концертов тура прошел в минувшие выходные в Риме. Дело в том, что Мадонна в ответ на критику со стороны Ватикана пригласила Папу Римского Бенедикта XVI на свой концерт 6 августа на арене Олимпийского стадиона в Риме, сообщает РИА Новости. Об этом журналистам поведала пресс-секретарь певицы Лиз Розенберг. «Мадонна пригласила Папу на концерт, чтобы он мог собственными глазами увидеть, насколько прекрасна, красноречива и гуманистична идея Мадонны, стоящая за исполнением песни Live to Tell», - сказала Розенберг. Эту песню, посвященную африканским жертвам СПИДа, Мадонна исполняет «распятой» на кресте. Госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано сказал, что это «кощунственная профанация, символическое выражение поверхностности, царящей в наше время, в котором релятивизм доходит до саморазрушения». «Мы должны проявить большую решимость, защищая жертву Христа», - заявил кардинал. А представители Русской православной церкви призвали свою паству бойкотировать это выступление, поскольку Мадонна «смешивает в нем святыни со своими собственными страстями». Тем не менее Лиз Розенберг уверена, что как раз Папа «оценил бы шоу». А Мадонна призвала в защитники самого Иисуса, сказав, что послание Христа - «это послание любви к ближнему и терпению», и она, Луиза Вероника Чикконе, об этом же и поет. И вообще, в ее шоу «нет ничего, что отрицало бы церковь или демонстрировало бы по отношению к ней неуважение».
Но нам нужна Мадонна - нужна в любом виде, с любой репутацией. Пусть даже при всей ее гигантской популярности есть люди, которых ее заслуги перед масскультом оставляют равнодушными. Они (и ваш покорный слуга) считают Мадонну вычурной, вульгарной, так-себе-вокалисткой («фанерщицей в законе»), и особенно нас злит, что для эпатажа она использует любые средства, цели и мишени. Диджей Пол Окенфолд, который должен с ней выступать в Москве, говорил мне, что она «чудесный человек». Верю. А что, в шоу-бизнесе многие люди чудесны, это профессия представляет их в виде чудовищ. В чем совершенно нельзя усомниться, так это в гениальном Мадоннином чутье на конъюнктуру. Так вот, давайте спрячем наши симпатии и антипатии в карман и признаемся: Мадонна чертовски нам нужна. Потому что она - предпоследний гарант того, что с нашей концертной жизнью все в порядке и будет еще лучше. В августе 1998 года таким прорывным концертом стало выступление Rolling Stones на Большой спортивной арене «Лужников». До сих пор все меломанские пересуды о нашей концертной жизни сводятся к одному: кто еще не выступал у нас и что бы это значило. То есть мы очень довольны тем, сколько и каких концертов проходит в нашей стране. Но все-таки есть исполнители, которых каждый год ждут, слухи о скором приезде которых возникают столь же часто, сколь и «знамения второго пришествия».
За последние десять лет отношение к гастролям зарубежных исполнителей изменилось радикально. Концерт популярного иностранного артиста перестал считаться чем-то из ряда вон выходящим, а на смену сладким стонам восторга и сплошной апологии пришел трезвый анализ и отношение «хотим-удовольствия-за-свои-деньги». За все это время список безусловных имен, которые нужны для того, чтобы Россия встала на карту мирового концертного пространства, сократился с сотен позиций почти до нуля. Но этот почти ноль дорогого стоит: рискну назвать трех главных «ожидантов». Не согласны - попробуйте придумать своих (только, может быть, ваш кумир уже играл в столице - полутайно, на заказнике, как это было с Софи Эллис Бекстор, Джерри Холливел или Анастейшей). Так вот, троица такова: Radiohead, U2 и Мадонна. При том что последние два - это sine qua non, обязаловка. Если концерт состоится, он станет предпоследним рубежом, взятым российским концертным бизнесом. Потому что последний все равно U2.
31.07.06. Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №134
Клэптона не будет
Концерт великого британского гитариста в Москве отменен.
Один из самых разрекламированных и ожидаемых меломанами концертов лета отменен в последний момент, об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на сайт Эрика Клэптона. Грустную весть агентства и новостные сайты огласили в воскресенье, однако еще в пятницу стало ясно: концерта не будет. Сайт музыканта лаконичен: «Российскому промоутеру дали разрешение на выступление Эрика Клэптона на Красной площади, соответствующие бумаги были подписаны городскими и государственными властями. Несмотря на это, в начале сегодняшнего дня (28 июля. - А.Б.) российские власти отменили разрешение. Эрик Клэптон очень сожалеет о том, что разочаровал российских поклонников, но обстоятельства отмены концерта находятся абсолютно не под его контролем».
У российских организаторов шоу другое мнение. Источники "Времени новостей" считают, что никаких причин для отмены концерта не было, а подготовка мероприятия до пятницы шла по плану. В пятницу же российского промоутера официально уведомили менеджеры Клэптона: артист выступать не будет. Ситуацию прокомментировал Александр Стрижак, президент профессиональной сценической компании JSA: «Отмена формально связана с переносом площадки. С самого начала рассматривались два варианта: возле Спасских ворот и на Васильевском спуске. Разрешение дали на Васильевский спуск. Артист воспользовался этой ситуацией, чтобы отменить концерт. Его не устроило, что концерт будет проходить не на самой Красной площади, хотя юридически Васильевский спуск - часть Красной площади. Скорее всего у Клэптона были какие-то внутренние причины».
По мнению г-на Стрижака, технических накладок у его компании (обеспечивающей самые крупномасштабные мероприятия, в том числе недавний концерт Роджера Уотерса) возникнуть не могло: «Мы заехали на площадку, были готовы построить все в кратчайшие сроки с учетом того, что два дня уже теряли. Мы надеялись, что артист положительно отреагирует на перенос площадки. Но потом пришло письмо от менеджмента о том, что все отменяется. Я понимаю, что кто-то в этой ситуации страдает. Но это явно не артист - Клэптон ничего не теряет».
Концерт в Москве должен был стать финалом всемирного тура Эрика Клэптона. Теперь его итогом окажется сегодняшнее выступление музыканта в Хельсинки.
В это году ведущими конкурса будут певец Сакис Рувас (принесший Элладе в 2004 году 3-е место) и американская журналистка греческого происхождения Мария Менунос. Организаторы уверяют, что почти все билеты на полуфинал и финал конкурса, недавно поступившие в продажу, уже проданы.
31.07.06. Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №134
Попытка номер два
Джаз живет в Сибири!.
Что делают в Новосибирске? В старые времена русские цари успокаивали здесь строптивые души. Видимо, кое-что от прежней «революционности» в этом крае сохранилось. То, что меломаны с берегов Оби слышат в залах, где выступает биг-бэнд Владимира Толкачева, разрушило культурные предрассудки, засевшие в западных головах. Более 20 лет теперь уже всемирно-известный биг-бэнд выступает на лучших площадках России, Франции, США, Германии. Его с драйвом и точностью отчеканенное путешествие по различным стилям биг-бэндовой музыки ожидается с большим интересом «гурманами» от искусства столицы Красноярского края. Биг-бэнд Владимира Толкачева приглашен для участия в революционном джазовом шоу, обещающим стать культовым, «Jazz night».
Джаз нон-стоп, джаз без конца – на выставке «Мир музыки и света», организованной выставочной компанией «Красноярская ярмарка». 11 апреля в 18 часов в Красноярске на острове Отдыха начинается ночной марафон звезд джаза Красноярска, Новосибирска и Москвы.
Бриль и его сыновья в гостях у «Красноярской ярмарки».
«Игорь Бриль и Новое поколение» - московский ансамбль, основанный известным джазовым пианистом Игорем Брилем и его сыновьями Александром и Дмитрием, выступает как в квинтете, так и в трио – фортепиано и два саксофона. Необычайность такого состава и особая сложность одновременной игры трех солистов потребовали от музыкантов сочетания импровизационного и полифонического мышления.
Блистательный джазовый ансамбль принял предложение от «Красноярской ярмарки» об участии в феерическом музыкальном шоу «Jazz night», которое начинает свою работу в Красноярске на острове Отдыха 11 апреля в 18.00.
03.04.06. Елена Стельмах, ВК "Красноярская ярмарка"
Попытка номер два
Дима Билан наконец-то прорвался на «Евровидение».
Знаменитый певец, чей голос запечатлен альбомами-бестселлерами «Ночной хулиган» и «На берегу неба», будет представлять нашу страну на европейском конкурсе эстрадной песни. Очередное «Евровидение» (51-е по счету), пройдет с 18 по 20 мая в столице Греции Афинах. В прошлом году кандидатура Билана тоже рассматривалась, но тогда r'n'b-кумиру девочек и бабушек предпочли Наталью Подольскую. Подольская в результате заняла 15-е место - что, впрочем, дало России возможность участвовать сразу во втором туре.
Как сообщает агентство Intermedia, решение об участии именно Билана было принято «Первым каналом» 7 марта на совещании, где собрались глава музыкальной дирекции канала Юрий Аксюта, главный редактор телеканала «MTV-Россия» Илья Бачурин, журналисты Артур Гаспарян и Максим Кононенко, композиторы Виктор Дробыш и Владимир Матецкий, певица Лариса Долина и генеральный директор радиохолдинга «Европа Плюс» Александр Полесицкий. В этом году не было открытого телевизионного национального отбора, и очередного российского посланца жюри определило в закрытом режиме (для наших отборщиков это обычная практика). Intermedia отмечает, что среди претендентов на участие фигурировали Жасмин, Варвара, Полина Гриффит (экс-A-Studio), соул-певица американского происхождения Ариана, а также несколько менее известных имен. Сообщается, что «среди отборщиков не было единодушия, но подробности дискуссии они предпочли сохранить в тайне». Также сообщается, что Билан порадовал комиссию скорее голосом, чем песнями: две представленные им вещи, по мнению комиссии, не очень соответствуют формату конкурса, а ведь «Евровидение» - это конкурс именно песни: за три минуты участник должен песней, шоу, костюмом и имиджем очаровать многомиллионную заграничную публику, которая его, как правило, знать не знает.
В это году ведущими конкурса будут певец Сакис Рувас (принесший Элладе в 2004 году 3-е место) и американская журналистка греческого происхождения Мария Менунос. Организаторы уверяют, что почти все билеты на полуфинал и финал конкурса, недавно поступившие в продажу, уже проданы.
10.03.06. Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №40
Архив новостей >>>