Шестой международный фестиваль "Богема Джазз-2004"
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Он пришел дать нам уши

Херби Хенкок выступил в Доме музыки в рамках фестиваля «Богема-джазз»

В этом году фестиваль «Богема-джазз», одно из главных событий джазовой жизни страны, получился коротким - два дня, два участника. Коротким, но сверхзначительным для джазовой истории нашей страны: открыл фестиваль пианист Херби Хенкок, закрыла - певица Кассандра Уилсон. То есть на самом деле - насыщенная программа: две ярчайших звезды джаза, неутомимые новаторы, притом оба в Москве в первый раз. Отчет о концерте Кассандры здесь, а на концерте «мистера Фанк» Хенкока было вот что.

Herbie Hancock Общение с поклонниками легендарный джазовый пианист-виртуоз и композитор начал еще в воскресенье, дав на «Горбушке» автограф-сессию. Народу, как вы понимаете, набилось дикое количество: очередь стояла чуть ли не до улицы. В Москву Хенкок приехал со взрослой дочерью (музыканту 64 года), которая сопровождает его повсюду в гастрольных поездках. Говорят, сам Хенкок - слегка параноидальный товарищ, и когда ехал к нам, опасался терактов. Однако желание показать Москве программу «Мир Гершвина» оказалось сильнее, и в понедельник московская публика увидела того, о ком давно мечтала. Программа «Мир Гершвина» (Gershwin's World) - это альбом Хенкока 1998 года, созданный аккурат к столетнему юбилею композитора. Это был совершенно сенсационный альбом: во-первых, неутомимый модный экспериментатор Хенкок на нем играл джазовую «традицию» и самую что ни на есть классику (включая почему-то Равеля). Во-вторых, поражала оригинальность прочтения Гершвина и аранжировки симфонического оркестра и джазового комбо. И наконец, подбор участников - джазовые звезды плюс рок-легенда Джонни Митчелл, поющая Summertime.

Москва, разумеется, увидела немного другое. Во-первых, оркестр был наш, местный, а именно Государственный академический камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна. Все остальное - «импортное», и дирижер Роберт Сэйдин, и коллектив Хенкока в составе: перкуссионист Ричи Бэршэй и известный басист Дейв Карпентер, переигравший со многими именитыми джазменами. Концерт начался с оркестрового интро, затем последовала «пробежка» по барабанам, и тут появился собственно Херби Хенкок. Исполнил пьесы Fascinating Rhythm и Lulluby, затем - Cotton Tail. На этом гершвиновская тема, собственно говоря, и закончилась. Из-за звука, странно отстроенного и зажатого (мне, кстати, досталось место недалеко от звукорежиссера), звучание оркестра, комбо и собственно пианиста с трудом собирались в какую-то четкую картину. Тем не менее мелодические идеи и вдохновение Хенкока могут пробрать кого угодно.

Хенкок сольно играет Someone To Watch Over Me, затем вступает Карпентер, и в конце концов начинается «просто джаз» - такой, какой мы помним по ранним пластинкам Хенкока. После антракта «джазовая тема» получает совсем уж близкое и родное продолжение в виде, ни много ни мало, хита Maiden Voyage с одноименного альбома 1965 года. Причем партию, которую в оригинале играла труба Фредди Хаббарада, сейчас очень удачно «раздали» струнным оркестра. Затем, достаточно неожиданно, Хенкок объявляет пьесу «своего старого друга Уэйна Шортера». Это Nefertiti, впервые появившаяся на одноименном альбоме Майлса Дэвиса 1967 года (как раз в то время и Уэйн, и Херби играли в составе Дэвиса). После исполнения Georgia On My Mind Рея Чарльза джазмены кланяются, говорят теплые слова в адрес публики и оркестра и удаляются за кулисы. Естественно, вскоре их возвращают. Хенкок замечает, что сегодня было много акустической музыки, а он не прочь поиграть что-то, что исполнял в 70-е со своим «электрическим» составом с оптимистичным названием «Охотники за головами» (Headhunters). Итак, смертельный номер: акустическим составом исполняется... электрическая фанковая пьеса Actual Proof (с альбома Thrust, очень модного и трендового в том, 1974-м, году). Получается энергичный, радостный и совершенно вневременной джаз. Наверное, только Хенкок может из классического концертного "Стейнвея" выжать такой острый фанковый звук. Одно могу сказать: полезно и приятно вживую слышать и видеть Хенкока. Даже просто видеть эти руки, летающие по клавишам изящно и вдохновенно. Но я не представляю себе людей, которые слышали Хенкока с чисто джазовой программой. У таких меломанов наверняка открывается какое-нибудь третье ухо. Ну как если бы обычный человек встретил инопланетян - может быть, они ему ничего плохого или хорошего не сделают, и вообще, они здесь не за этим, - но восприятие мира изменится навсегда. Трудно сказать, явил ли московский концерт великого Херби Хенкока что-то сверхъестественное, но во всяком случае мы теперь знаем, что это "сверхъестественное" реально, как третье ухо.

Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №89, 26.05.04.

О блюзе языком джаза

Кассандра Уилсон выступила в Москве

Как и ожидалось, закрыла фестиваль «Богема-джазз» знаменитая американская певица Кассандра Уилсон. Однако сюрпризом оказался третий участник фестиваля - цыганское трио «Лойко». Выступавшее в первом отделении, разумеется. Я не буду говорить о том, что и как исполняли эти музыканты. Это в данном случае совершенно неважно, так как есть два более общих вопроса. Первый: что делает цыганское трио на фестивале, который называется «джазовым» и претендует на главное событие года? Второй: почему фестиваль с респектабельной программой и дорогостоящими билетами допускает такие вольные колебания в своей программе? Ответ в стиле: «А кто знает, что такое джаз? А джаз - это все, что искренне-от сердца-от души-от народа!» - нас решительно не устраивает. Если неизвестны определения, то не стоит ярлыки на себя вешать. И морочить доверчивой публике голову, размывая и без того зыбкие понятия. Вспоминается ситуация из фильма «Мы из джаза», когда главный герой, бендлидер Костя, так завелся от радости встречи с американской чернокожей певицей, что поехал к цыганам, прокутил все деньги и «промумил» певицу, которую увел конкурент.

В общем, «что такое джаз», точнее - что россиянам продают под этим соусом, - интересная тема со многими аспектами. Например, такой: почему на джазовые передачи приглашаются советские попсовики? Или - какова финансовая связь большого фестиваля и артиста-«сюрприза»? В общем, тема «кто кому башляет и почему за это платит меломан» ждет своего исследователя.

Cassandra Wilson К счастью, Кассандра Уилсон своего «исследователя» давно обрела. Это самая широкая публика по всему миру. Даже у нас в стране «родные» и отнюдь недешевые диски Кассандры - бестселлер в категории «джаз/блюз». Московская программа госпожи Уилсон состояла в основном из пьес ее последнего альбома, Glamoured. Музыканты - почти тот же состав, который записывал и последний альбом, и предыдущий, Belly Of The Sun. Кассндра Уилсон говорит, что стиль ее последних альбомов - "рассказ о блюзе языком джаза". Первое впечатление, которое рождает ее выступление, - настоящий стиль. Почти кинематографическая мизансцена - темнокожие музыканты с дреддами, ворох гитар, две ударных установки и дюжий перкуссионист Джеффри Хейнс, похожий на Марселалса Уоллеса из "Криминального чтива". Музыканты сыграли некое интро, затем появилась беловолосая Кассандра (которая в следующем году разменяет шестой десяток), прекрасно выглядевшая в ярком платье. Начался концерт со старой композиции с альбома New Moon Daughter, который в свое время, девять лет назад, окончательно закрепил за Уилсон репутацию выдающейся певицы и джазовой знаменитости со своим неповторимым стилем, в котором сочетаются джаз, блюз, рок-баллады (U-2 и Нил Янг) и африканские ритмы. Следующие композиции - с последнего альбома: Broken Drum и, наконец, «кавер» на песню Стинга Fragile. Затем почти все музыканты удаляются, Кассандра поет, аккомпанируя себе на акустической гитаре, а Джеффри стучит по "ящику" - экзотической бразильской перкуссии. Группа возвращается, чтобы сыграть довольно продолжительный джем, после которого Уилсон и музыканты вновь приступают к собственно песням. Завершается концерт довольно нестандартно: певица, спев на бис, удаляется, а музыканты еще какое-то время с видимым удовольствием играют для толпящейся в проходах публики. То есть получилось вежливое и легкое прощание, вселяющее надежду на новую встречу.

Как мне показалось, на концерте музыка Кассандры Уилсон воспринимается гораздо легче, чем на альбомах. Потому что к звучанию ее голоса, низкого, «дымного» и как будто замедленного, не так-то просто привыкнуть. Эта музыка, акустическая, легкая и мелодичная на первый взгляд, на самом деле совершенно интровертна и достаточно закрыта. Это хорошо спрятанная, но очень мощная энергия. Не говорю уже о содержательных текстах, будь то собственные песни, «каверы» или стихи, написанные на музыку других авторов (как, например, на Tutu Маркуса Миллера), - Уилсон видит песню как единство музыки и текста. Причем текста, который нужно прожить на сцене. Казалось бы - очевидный подход. Тем не менее не такой уж и частый в наше время.

Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №90, 27.05.04.

Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Интернет-магазин BOLERO Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО OMEN.RU - Мегахаус Развлечений

© DVA.narod.ru 1999-2004 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 Aromat.RU - крупнейший Российский интернет-магазин парфюмерии

Hosted by uCoz