Быть ли рэпу в России?
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Стена понимания

Русский Рэп «Быть ли рэпу в России?» - такой лейтмотив звучал недавно в одной телевизионной передаче. Большинство выступающих явно склонялось к позитивному «быть». А один американец вообще заявил, что рэп российского производства ничем не отличается от рэпа «нормального». Дескать, и «читают» россияне нормально, и сэмплы откуда надо дергают, и скрэтчи все на месте. Однако рэп у нас явно не приживается - вся искренность/истинность/сила этого явления никак не может пробить брешь в российском сознании. Да, ДеЦл стал популярен. Хотя какой он рэппер? Скорее комическая фигура, чем пресловутый «голос улиц».

Рэп на самом деле ничего, конечно, «пробивать» не должен. Никакой стены непонимания не существует. В передаче, на которую я сослался выше, был приведен неоспоримый аргумент: оперу тоже не в России изобрели. Пусть так. Однако, слушая «Князя Игоря», вопроса о происхождении жанра почему-то не возникает.

К слову, очаровательны вот эти сравнения всех и вся с классикой. И сколько, кстати, жанров у нас существовало, но не прижилось? Пока же творения наших рэпперов либо просто безграмотны с ремесленной точки зрения (ритм не «качает»), либо откровенно бессмысленны и, в общем, совершенно необязательны. Но дело даже не в этом. Дело в том, что вот для негритянского гангстера петь и плясать, наверное, естественно - как почти для любого негра. Кто был в Америке, не забудет, как ходят молодые - и даже не очень молодые - негры по улицам: раскачиваясь, прищелкивая пальцами, бормоча толстыми губами что-нибудь типа getcha-cum'on-mamma-black braza. (Да что говорить, господи, они и на плантациях пели!) Теперь представьте отечественного братка в таком состоянии. Даже пьяному так вести себя западло. Поэтому занимаются у нас рэпом те, кому в общем-то это и не надо.

Питерскую группу «Кирпичи» некоторые называют рэпом. Некоторые - альтернативой, хардроком и так далее, используя все определения, изобретенные американской музжурналистикой в последние 10-15 лет. Все термины по отношению к «Кирпичам» одинаково неудачны. С музыкальной точки зрения «Кирпичи» - коллектив никакой. Не то чтобы плохо играют - играть у них особенно нечего. Просто риффы, и далеко не всегда удачные. Плюс ко всему последний альбом «Сила ума» записан в домашних условиях и отличается совершенно никаким звуком. Ребята называют такой подход «лоу-фай-кором», от lo-fi - т.е. эстетика нарочито некачественной записи, эксплуатировавшейся в свое время американцами Sonic Youth. Ну, в Америке такое действительно было в новинку, а у нас чуть ли не сто процентов популярной музыки записано как этот самый lo-fi. Так что «лоу-фай-эстетика» «Кирпичей» отдает простой экономией денег. Ну да Бог с ней, с экономией, тем более что песни, выбранные для радиосинглов и видеоклипов («Школьнички» и «Джедаи»), были переписаны с нормальным звуком.

Соль нового альбома, как, в общем-то, и всех предыдущих, - в энергетике и, что самое важное, в текстах. Трио питерских юношей-псевдорэпперов - этакие Beastie Boys, которые рискнули прийти в черный и откровенно антисемитский рэп, будучи мало того, что белыми, так еще и евреями. Не-рэпперы и не-рокеры, «Кирпичи» реализовали голубую мечту «русского рока» об идеальном современном песенном тексте: в меру задиристом, наглом, в котором серьезные вещи описаны смешно, а смешные - нарочито серьезно, и где молодежный сленг (реальный, а не жеманный-измышленный, как в бульварных романах и телесериалах) абсолютно на своем месте.

Я понимаю, что такое «описание» довольно расплывчато и в принципе может быть применено к чему угодно. Но у «Кирпичей» тот же сленговый новояз описывает реальную, вполне «новоязовую» жизнь. И, кстати, сленг в этих песнях уже не просто мазовая фишка, а реальная телега, понятная без ботвы (т.е. «не просто забавная деталь, а внятное и содержательное высказывание»). «Заметьте, в этой песне я не ругался матом/ я и так понятен любому дегенерату». Это цитата.

«Рада и Терновник» - московская клубная группа, играющая уже лет десять. За это время коллектив записал несколько непохожих друг на друга альбомов и обрел даже определенный культовый статус. В начале 90-х «Рада» играла очень убедительный дарк-фолк с готическими влияниями, потом стиль группы слегка менялся. Новый альбом Рады Анчевской со товарищи «Саламандра» порадовал полнейшим отходом от клубнороковых стандартов и переходом к совершенно новой эстетике, которую сами музыканты называют «неоклассика». Это - медленные медитативные мелодии, полуакустическое звучание и большая роль всяческих этнических инструментов. И, конечно, самый бесценный инструмент - собственно Рада, обладательница трехоктавного диапазона, который «живьем» звучит просто убийственно и год от года все лучше и лучше (что и показали недавние большие концерты коллектива в ЦДХ).

Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №209, 13.11.02.

Интернет-магазин BOLERO Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО Aromat.RU - крупнейший Российский интернет-магазин парфюмерии

© DVA.narod.ru 1999-2003 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 SOBLAZNиетельные ПОДАРКИ для Нее!

Hosted by uCoz