Шоу-бизнес в 2009 году: события, тенденции, проблемы
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Была бы публика - зал найдется

Шоу-бизнес в 2009 году: события, тенденции, проблемы

Мадонна Концерты

В конце прошлого года многие были уверены, что количество концертов зарубежных звезд из-за кризиса резко сократится. Основания для страхов были: кризис, денег нет ни у спонсоров, ни у конечных потребителей. Однако, несмотря на объективные, казалось бы, причины, концертная деятельность не потеряла ни в количестве, ни в качестве. Как и в прошлые годы, привозят всех артистов, на кого есть хоть какой-то спрос. То ли артисты «упали по деньгам», то ли цены на билеты повысились? Хотя почему «то ли» - действительно повысились, но скорее из-за инфляции.

Не могу вспомнить ни одной «громкой» отмены концерта. Отменяли только более или менее камерные мероприятия: Джульет Льюис, Guano Apes, The Orb и Roykssop.

Именно в уходящем году в Питере выступила Мадонна (во второй раз, как будто российскую мультивизу получила), а в Москве - долгожданные любителями «умного» рока Dream Theater, брит-поп-легенда Моррисси, Kean. Привычные a-ha (которые, к слову, заедут-таки еще раз) и после долгого перерыва вновь посетившая нас Уитни Хьюстон собрали полные залы. Наконец, именно в уходящем году у нас прошло «Евровидение», которое не пнул только ленивый. Ну генезис и влияние на умы этого конкурса - отдельная тема, тем не менее мероприятие собрало публику, которая оказалась готова платить деньги за то, что бесплатно показывают по телевизору. К тому же, что приятно, столь сложное действие прошло без видимых сучков и задоринок и поразило невиданным размахом.

Именно в уходящем году были заявлены два концерта, которые грозят стать событием года следующего. Это, во-первых, Depeche Mode, чья слава у нас непреходяща и не зависит ни от каких внешних и внутренних причин: многих «депешистов» разочаровал последний альбом Sound of the Universe, но билеты метут.

Второе событие совсем уж сенсация: U2 в «Лужниках». Наверное, выражу настроение многих меломанов: концерт значительный. Масштабное шоу рок-группы №1 в мире - последний значительный рубеж, взятый нашим концертным бизнесом. Такими рубежами в свое время были Rolling Stones, Пол Маккартни и Мадонна. Для полноты картины в этой компании не хватало только ирландского квартета. Группа дорогая, шоу обещается масштабное, количество поклонников коллектива у нас год от года увеличивается (что удивительно). Ажиотаж уже накручивается - розыгрыши билетов, реклама, баннеры и т.п. Важное событие, да. Хотя, по мне, слушать/смотреть U2 стоило в 87-91-м годах. Самый интересный период был. А теперь что? Если б существовала какая-нибудь передача "MTV: прикольно о политике", Боно был бы там главным редактором и ведущим.

Противопожарная безопасность

Если в прошлом году всех пугали незапланированным исчезновением денег, парой лет раньше - запретом на алкогольных и сигаретных спонсоров, то к концу этого года главным пугалом стала противопожарная безопасность. После совершенно адской трагедии в пермском клубе «Хромая лошадь» (по отзывам пермяков, заведение с так себе репутацией, но не об этом речь) заговорили о противопожарной кампанейщине. Якобы в ходе этой самой кампании за безопасность позакрывают все клубы, какие только можно. Но, во-первых, пока, к слову, ни одного известного поместительного заведения не закрыли. Во-вторых, развлечения - это все, конечно, замечательно, в определенном возрасте так вообще смысл жизни, но есть, как ни прискорбно, вещи поважнее. В-третьих, трудно сказать, как закрытие даже большого числа клубов отразится на количестве/качестве концертов. Для проведения концертов главное условие не количество площадок, а деньги на мероприятие. Вот в советское время существовало изобилие ДК и стадионов - и что, Пол Маккартни приезжал каждый год? Ну да «не в том дело». Так и я о том же. Были бы деньги и публика, а площадка найдется. А вот с безопасностью что-то делать в любом случае пришлось бы рано или поздно: в иных местах нечем дышать и невозможно продраться через толпу к барной стойке. А то, что у нас в стране все решается через «вышестоящие инстанции» или через кампанейщину, так это не шоу-бизнес придумал.

Сетевая самодеятельность и андеграунд

В начале года, несмотря на всеобщие пессимистичные настроения, анонсировались новые проекты. В смысле - артисты. Видимо, финансирование заряжено было ранее. Прогнозировали, что свежеизготовленный альбом певицы такой-то/группы такой-то станет «событием года» или уже сейчас является как минимум «самым ожидаемым альбомом года». Год закончился - никто и не вспомнил, кого так жарко расхваливали и обещали. Все кануло в Лету. Позитивные пессимисты (бывают и такие) утверждали, что кризис «очистит» шоу-бизнес от слабых, неинтересных и никому не нужных артистов, в смысле - проектов. Но кризис, как антибиотики, - убивает заразу заодно с микрофлорой кишечника. Кажется, прошли те времена, когда продюсеры делали вид, что обнаружили смелого-яркого-талантливого самородка, а публика на корпоративах, презентациях и халявных городских праздниках делала вид, что он ей интересен. Существительное «проект» внезапно обрело нормальный смысл: проект - он и есть проект. Есть проект, а есть воплощение. Которое может быть блестящим, может - никаким, а может и вообще не произойти. Понятно, что «артист» и «проект» не синонимы, печально, что только кризис об этом напомнил.

Тем временем как будто ожил андеграунд. Появилось большое количество новых групп, взявшихся из ниоткуда. Раскручивают их энтузиасты - сочувствующие журналисты, промоутеры и прочие. Самородки играют разную музыку, электропоп в основном. Сошлось: развитие компьютерных программ плюс возвращение моды на 80-е в рамках заметного в поп-музыке 20-летнего цикла. Не только у нас, кстати, на Западе это тоже явно год такого неодиско или неоэлектро, не знаю как назвать: La Roux, Little Boots, Gossip появились вроде не вчера и не позавчера, но почему-то актуализировались в этом году.

Петр Налич едва ли не единственный нормальный артист, обретший настоящую известность благодаря Интернету. В основном Сеть исправно выплевывает фриков-однодневок. Вообще, по-моему, Интернет - это не склад талантов, а кладбище талантов, но это отдельная тема. В любом случае уже давно ощущается, что одной только сетевой раскрутки недостаточно даже для привлечения публики на концерты. Нужны афиши и нормальный промоушн; не только в Москве, которая, понятно, перекормлена, но даже в провинции.

Рекорд-бизнес

Вся информация о ситуации в рекорд-бизнесе напоминает тургеневский анекдот про лекаря, который спрашивал про больного, икал ли тот перед смертью. «Икали-с». - «И много икал?» - «Много». - «А, ну это хорошо», - да и верть назад. Ха-ха-ха!

Наши рекорд-компании ищут работы любых артистов, которые хоть каким-то тиражом можно продать. Артисты не тратят сил на поиски рекорд-лейбла: есть материал - издают сами. Нет - не издают. Есть, но мало - выкладывают в Сеть бесплатно. Хотя спецы из рекорд-компаний утверждают, что стали зарабатывать на мобильном контенте и легальных загрузках и что этот источник дохода скоро забьет похлестче нефтяной скважины.

На Западе тоже не много бестселлеров. Из новичков коммерческий феномен - Леди Гага (опять же к вопросу о моде на 80-е). Из старичков неожиданно хорошо пошло переиздание каталога The Beatles: бокс-сет со всеми альбомами квартета в сентябре оказался в первых десятках европейских хит-парадов. Можно, конечно, воскликнуть, что-де «The Beatles живее всех живых», но хочется, чтобы живыми были все-таки живые. И без сравнительных степеней.

А вообще в следующем году заканчивается первое десятилетие XXI века. А во второе десятилетие века в искусстве всегда возникает что-нибудь интересное. Творцы оглядываются по сторонам и говорят: «Живем-то уже давно в девятнадцатом/двадцатом/двадцать первом веке! Надо что-то делать! Надо соответствовать!» Обычно делают и соответствуют.

Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей

Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Интернет-магазин BOLERO Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО OMEN.RU - Мегахаус Развлечений

© DVA.narod.ru 1999-2011 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 NetPRINT - Национальный сервис цифровой фотопечати

Hosted by uCoz