ПРОБЛЕМА ПИРАТСТВА: В России за музыку, как за любовь, платить не принято; Интернет не отменяет авторского права; Копирайт must die, или О новом социализме
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

В России за музыку, как за любовь, платить не принято

В Пурпурном Легионе торгуют только легиальными дисками Мировой рекорд-бизнес переживает кризис: падают продажи альбомов, реструктурируются и «сливаются» компании, расторгаются контракты с коммерчески невыгодными артистами. За последние десятилетия западная рекорд-индустрия испытывала несколько спадов - в частности, когда «умирал» формат виниловых пластинок, - но нынешний оказался самым масштабным за всю историю. Считается, что он связан, с одной стороны, с общими проблемами мировой экономики, а также с тем, что люди больше денег стали тратить на новые «игрушки» - мобильные телефоны, аксессуары для мобил, а также различные электронные и компьютерные игры. В этой ситуации точкой роста считается Россия. Во всяком случае наша страна признается одним из самых динамично развивающихся рынков Восточной Европы. И выражается это, в частности, в том, что открываются новые музыкальные супермаркеты. Например, не так давно открылся «Союз» на Ленинском проспекте. Он занял радикально реконструированное помещение популярного в советское время магазина «Диск». Сейчас на Садовом кольце, близ метро «Курская», строится первый в России магазин сети Virgin Megastore.

Когда говорят о российском рынке музыкальных носителей, обязательно разделяют «пиратский» и «легальный» сегменты рынка. Пиратство - это такое sine qua non, условие, без которого какой-либо осмысленный разговор о российском рынке невозможен. Легальный рынок звукозаписи в 2001 году выглядит следующим образом (данные предоставлены отделом изучения рынка информационного агентства InterMedia). За прошедший год на российском рынке реализовано 112 миллионов легальных копий (CD плюс кассеты) на сумму свыше 223 миллионов долларов, что на 27 миллионов долларов больше, чем в прошлом году. Россия продолжает оставаться «кассетной державой» - аудиокассет в 2001 году было реализовано чуть более 100 миллионов 200 тысяч копий, а компакт-дисков - почти в десять раз меньше, 11 миллионов 350 тысяч копий. Доля отечественного репертуара составила 77%, международного - 21%, а классики - 2%. Приметой 2001 года было расширение ассортимента музыкальной продукции, и прежде всего зарубежного репертуара. Аналитики объясняют это возросшей активностью на российском рынке иностранных компаний-мэйджоров, т.е. BMG, EMI, SONY, Warner, Universal, а также независимых компаний и лицензиатов, таких, как SPV (Студия «Союз»), EDEL («Танцевальный Рай»), Fono, CD-Maximum, Irond, «ТМЕ/М.Сигалов» и других. Стабилизация экономического положения и рост реальных доходов населения создали благоприятный фон для расширения спроса на музыкальную продукцию, однако заметного увеличения продаж не произошло. Развитию продаж в легальной части музыкального рынка мешают: высокий уровень пиратства, который в целом по стране составил 65% (в отдельных репертуарных сегментах цифра возрастает до 80-90%), появление новых видов реальных и виртуальных развлечений, значительное снижение цен на перезаписываемые компакт-диски («болванки» CD-R и CD-RW) и устройства для их записи. Еще в ряду причин называется недальновидная позиция ряда фигурантов рынка, которые продолжают играть на понижение.

«Кириллики» - узаконенный демпинг

Любому нормальному человеку понятно, что пиратство существует в основном из-за того, что цены на фирменные диски для большинства населения неподъемны. Менее важная причина - пираты выступают в роли своеобразных дистрибьюторов, распространяя пиратские копии альбомов, которых на легальном рынке вообще нет. Это, например, продукция независимых фирм, у которых в России нет официальной дистрибуции. Так, в интервью сайту jazz.ru руководитель лейбла Knitting Factory Майкл Дорф сказал: «Я не заинтересован в том, чтобы лицензировать производство дешевых версий продукции нашего лейбла в России. Официально я все равно продаю немного, долларов на триста в месяц. Но это дорогой конечный продукт, отражающий качественный, престижный уровень производства Knitting Factory. При этом я в курсе, что часть моей продукции присутствует на рынке в дешевых пиратских версиях, но это неизбежное зло, с которым я не собираюсь бороться. Лицензирование же по тем ценам, которые могут предложить русские лейблы, принесет мне те же 300-500 долларов с одного наименования, а еще надо будет напрягаться, готовить продакшн-мастер и т.п.».

В позапрошлом году некоторые российские филиалы компаний-мэйджоров - а именно Universal и BMG - изобрели «прививку» от пиратов, решив играть на их же ценовом поле. Стали выпускать «лицензионные компакт-диски с упрощенным оформлением», на которые была установлена почти «пиратская» цена в полтора доллара. То есть в розницу диск стоил никак не больше 150-170 рублей и мог конкурировать - из-за качественного оформления и гарантированного отсутствия брака - с контрафактной продукцией. Специалисты отмечают, что выпускаемые на «кирилликах» альбомы имеют меньше параллельных пиратских аналогов, а сами «кириллики» пиратским образом не перепечатываются вовсе. С другой стороны, многие специалисты видят в «кирилликах» прямую и явную угрозу развитию отечественного музыкального рынка. Пессимизм их связан с двумя предпосылками. Во-первых, не секрет, что и отечественные, и зарубежные компании живут ожиданием того золотого времени, когда благосостояние россиян вырастет настолько, что мы сможем принести в рекорд-бизнес миллионы долларов. Пока же, по остроумному замечанию одного музыкального журналиста, «в России платить за музыку не принято - у нас либо слушают радио, либо довольствуются телевизором, а уж если что и купят, то сборник хитов какой-нибудь». Хотя ситуация, в которой рекорд-бизнес вдруг внезапно осознает возросшую платежеспособность населения и поднимет цену с полутора долларов до пятнадцати, представляется с трудом.

Цена на «кириллик» низка не из-за какой-то там упрощенной полиграфии - печать даже толстенного тридцатидвухстраничного буклета обошлась бы в считанные центы. И в самом компакт-диске мало что ценно помимо записанной на нем музыки. «Кириллики» - своего рода узаконенный демпинг, просто иностранные компании разрешили своим отделениям продавать продукт дешевле мировых цен.

Вторая опасность пиратства - и демпинга -в том, что в официальную рекорд-индустрию попадает меньше денег, чем необходимо для здорового ее функционирования, не говоря уже о развитии. Беда, конечно, не в том, что какой-то там бизнесмен недополучит денег. Но низкие доходы выливаются в то, что в рекорд-бизнесе оказывается масса «левых» исполнителей, пропихиваемых «за бабки». То есть страдает репертуар. Во всем мире рекорд-бизнес считается отраслью с высокими рисками и нестабильными доходами. По разным данным, соотношение удачных и неудачных музыкальных проектов - двадцать к одному или десять к одному, в зависимости от компании.

У «кирилликов» же, кстати, обнаружилась определенная коллекционная ценность - некоторые знакомые иностранцы просят прислать «кириллические» варианты их любимых артистов, расплачиваясь за это полноценной «фирмой» по курсу один к одному.

Страна самобытной культуры

По соотношению отечественного и зарубежного репертуара Россия занимает среди европейских стран исключительное место. Наш слушатель - самый патриотичный меломан на свете, так как отечественным репертуаром у нас заполнено от 60 до 80% рынка. В прошлом году отечественный репертуар составил около 65% (от консолидированного легального и пиратского объема). В Европе в основном три четверти рынка составляет международный репертуар и только одну четверть - отечественный. Данные варьируют по странам и сезонам, но в целом картина такова за двумя исключениями: Польша в Восточной Европе и Франция в Западной. В Польше очень мало местных звезд, интерес к ним невысок, и некоторые поляки опасаются, что скоро песен на родном языке не будет вообще. Франция - единственная западноевропейская страна, которая на законодательном уровне отстаивает преимущество местных (и канадских, то есть вообще франкофонных) поп-звезд перед иностранными (преимущественно англоязычными американцами). Французские законодатели ограничивают количество иностранных песен на радио в пользу франкоязычных произведений.

Александр БЕЛЯЕВ

Интернет не отменяет авторского права

Компетентные органы иногда проводят зачистку рынка от подделок Александр ТИХОНОВ - ведущий эксперт в области рекорд-индустрии, человек, который знает о рекорд-бизнесе все или почти все и считает, что бороться с пиратами можно и нужно. Свою позицию он изложил в беседе с нашим корреспондентом.

- Авторские права - возможно ли и надо ли их защищать в эпоху развития интернет- и медиатехнологий, позволяющих бесплатно копировать и распространять фонограммы без потери качества звука?

- Любое творчество, включая музыкальное, возможно лишь при наличии внешнего подкрепления. Автор, исполнитель и рекорд-лейбл - словом, все, кто занимается производством музыкального продукта, должны получать за это деньги. Защищать авторские права, безусловно, нужно, хотя бы потому, что автор - самый незащищенный деятель в отличие от артиста, который может зарабатывать выступлениями. Сейчас защита авторских прав в Интернете - большая и сложная задача. В этом вопросе правовая база заметно отстает от развития технологии. Результаты вы знаете. Музыки в Сети - море, а законно распространяемой - маленькое озеро. В странах с развитой интернет-культурой идет активный поиск решения этих вопросов. Я убежден, что в конечном итоге будет выработан оптимальный механизм размещения музыки в Сети. Интернет и авторское право - не такие уж несовместные вещи. Так, уже сейчас существуют некоторые механизмы, например, коды ISRC, которые «зашиваются» в произведение, и кто бы откуда ни скачивал это произведение, все можно отследить. Даже в нашей стране есть позитивные примеры: продюсерский центр Игоря Матвиенко («Любе», «Иванушки Интернешнл») добился того, что все произведения их артистов содержат ISRC-код, и они, соответственно, получают то, что им причитается. Вообще же в нашей стране вопросами авторских прав в Интернете занимается РОМС - Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям. Им предстоит решить массу проблем во взаимоотношении с Российским авторским обществом (РАО), с Российской фонографической ассоциацией (РФА), Национальной федерацией производителей фонограмм (НФПФ) и другими обществами, объединяющими правообладателей на коллективной основе. Сейчас огромная часть музыки попадает в Интернет незаконно, но так будет не всегда. С другой стороны, Интернет - не только средство продажи музыкального контента, но и средство промоушна, поэтому молодые исполнители, композиторы, авторы готовы бесплатно выкладывать свои произведения в Сеть. Например, на том же сайте mp3.com вы найдете множество произведений российских композиторов, никому пока не известных. Российская группа «ППК», попавшая на третье место британского хит-парада, - пример такого сетевого промоушна, ведь именно через Интернет их композиция Resurection попала на лейбл Perfecto и была выпущена в Великобритании.

- Регулярно публикуются данные об объеме пиратства в стране, соотношении количества легальной и контрафактной продукции. Как происходит подсчет объемов пиратской продукции в масштабах страны, если производители нигде ее не «светят» и налогов не платят?

- Это чистая статистика, которой занимаются компетентные органы. Их сотрудники в разных городах страны проводят изъятие контрафактной продукции на основании оперативных данных. Специалисты, обучавшиеся в Москве, проводят экспертизу и выявляют контрафактную продукцию. Изъятие оформляется в виде протокола, данные из регионов поступают в МВД. На основании изъятий можно подсчитать количество пиратской продукции в отдельном регионе и в целом по стране. Скажем, в магазине изъята тысяча «компактов», из них пятьсот оказались контрафактными. Следовательно, уровень пиратства в данном конкретном магазине - 50%. Так как в регионе проверяется не один магазин, а несколько, из этих данных выводится средний показатель уровня пиратства в регионе. Это достаточно условная схема, но другого пути сейчас нет. Дело в том, что многие продавцы на местах даже не вникают в эти проблемы. Они просто не знают, чем торгуют, или по крайней мере делают вид, что не знают.

- Как вычисляется объем легальной продукции и емкость рынка?

- С расчетами легальной продукции проще. В агентство InterMedia ежемесячно поступают данные от рекорд-лейблов о выпуске новых компакт-дисков и кассет, параллельно собираются чарты продаж от крупнейших дистрибьюторских компаний, розничных сетей. Агентство ежемесячно ведет мониторинг розничных цен на музыкальную продукцию. Зная, кто, что и когда выпускал, зная средние тиражи, цены и объемы потребления продукции на душу населения, можно посчитать объемы продаж как в денежном исчислении, так и в количестве копий. Так упрощенно выглядит схема расчета емкости рынка легальной продукции. Вообще, «музыкальная» потребительская модель в странах с равным уровнем экономического развития примерно одинакова. Если в России уровень потребления музыкальной продукции - две «родных» копии на человека в год, то этот показатель такой же для всех стран с переходной экономикой. В Бразилии те же две копии на человека в год, а в США - целых четыре.

- Существует ли какая-то особая форма борьбы с пиратством в регионах?

- Да. Дело в том, что в России есть феномен «локального репертуара», то есть в каждом субъекте федерации существуют свои звезды, мало известные за пределами региона. Взять тот же Татарстан - там есть свой локальный шоу-бизнес, где представлены как русскоязычные артисты, так и поющие на татарском языке. Так вот, эти самые «локальные» звезды не пиратятся, просто потому, что их хорошо знают в регионе и они имеют там «нужный вес», что позволяет им самим «разобраться» с пиратами - без МВД, без IFPI, без чьей-либо помощи. При этом общероссийские звезды (Земфира, «Мумий Тролль» и т.д.) пиратятся, как и везде, и из Москвы все отследить невозможно. Вообще, стоит исполнителю показаться по телевизору на центральных каналах, то на его записи появляется спрос в регионах, и эти записи тут же начинают пиратировать там, докуда еще не дошла официальная дистрибуция. В России давно используется практика производства по лицензии, т.е. региональному дистрибьютору продают право на тиражирование фонограмм и вместе с ним определенное количество полиграфии - вкладышей к кассетам, т.н. «фантиков». Все это на месте собирается в единый продукт, и, таким образом, процесс доставки легальной продукции в регионы идет быстрее. В регионах цены ниже, чем в столице. Для местных продаж даже готовится специальная полиграфия с надписью «не для продажи в Москве и Московской области», но, как правило, именно эти копии реализуются в столице, принося ловким продавцам хорошую прибыль.


Код ISRC (International Standard Recording Code) утвержден Международной организацией стандартизации (ISO) как своеобразный музыкальный «водяной знак». Это цифровой код, позволяющий определить происхождение, авторов и владельцев прав на любой записанный цифровым способом трек, появляющийся в любой точке музыкального пространства, будь то запись на компакт-диски, радиотрансляция или скачиваемый из Интернета файл. ISRC представляет собой двенадцатизначный буквенно-цифровой код, разделенный на несколько частей и указывающий на страну, первого владельца прав, год записи и т.д. Таким образом, код однозначно идентифицирует любую фонограмму, созданную в любой стране. Код ISRC может быть определен только с помощью спецаппаратуры, его наличие никоим образом не отражается на звучании, а при цифровой перезаписи код копируется, переносясь в новую запись. Любая новая или измененная фонограмма (т.е. ремикс или кавер-версия) должна быть снабжена новым ISRC. Повторное использование ISRC, уже присвоенного определенной фонограмме, недопустимо. ISRC не меняется при передаче прав: если первый собственник смежных прав на фонограмму решил уступить кому-либо эти права, то после такой продажи ISRC остается неизменным.

Данные информационного ежегодника агентства «Интермедия», 2002 год

Александр БЕЛЯЕВ

Копирайт must die, или О новом социализме

Копирайт must die, или О новом социализме Не то чтобы я был жутким сторонником пиратства или каким-то особенным ненавистником авторских прав, но объективное развитие событий нас подталкивает к отмене института авторского права во всем мире. «События» эти - сверхскоростное развитие медиа-, компьютерных и интернет-технологий. Сколько бы ни боролись с «Напстером» и даже победили его, и концерн BMG его купил - а вот организовалось огромное количество клонов «Напстера», программ peer to peer («от потребителя к потребителю»), и все тут. Я лично пользуюсь программой Kazaan, которая, кстати, недавно в Голландии, после серии судебных процессов, была признана вполне законной. И как не признать, ведь сама эта штука ничего ниоткуда не берет, она просто соединяет тебя с тем, у кого искомая музыка есть. Причем единственное, что можно было бы инкриминировать напстер-клонам, это втягивание тебя в определенный круг. Можно было бы, если бы не одно «но», - программа предусматривает опцию, которая закрывает твои файлы от чужого доступа. То есть ты можешь легко брать, сколько душе угодно, ничего не давая взамен. Откуда берется в Интернете эта самая музыка, сканированные обложки и прочая информация для безвозмездного пользования? Почему люди выкладывают ее бесплатно? У меня нет ответа на этот вопрос, и уж тем более я не знаю, как с этим бороться. Хотя можно привести не очень серьезный аргумент: это «новый социализм» с меломанским лицом или, точнее, натуральный обмен, при котором человек открывает доступ всем желающим к своим материалам, делая таким образом авансовый взнос. (Я, например, то закрываю свой архив от скачивания, то открываю. Вчера у меня, к примеру, скачали несколько песен, ну и до кучи - программу ICQ и фотографию моего ребенка.)

На все это «пиратство на личном уровне» можно было бы и начхать, но оно покидает, точнее, уже покинуло пределы Интернета. В настоящее время большинство музыкальных центров почти всех фирм - и китайских, и японских, и европейских - оснащается считывающим устройством для компакт-дисков с МР3, не говоря уже о записываемых (CDR) и перезаписываемых (CDRW) компакт-дисках (раньше hi-fi-системы не читали «саморезные» компакт-диски). Вот я взял фирменный диск у человека, «нарезал» себе - без потери качества! - и скачал со специального интернет-сайта обложку, распечатал ее на цветном принтере и получил альбом. Кто я - пират? Пират, конечно, - ведь я заплатил только за CD-«болванку», а музыканты и музыкальная индустрия от меня ничего не получили. Конечно, копирование началось не вчера. И тридцать лет назад люди переписывали с пластинок на катушки, а двадцать лет назад - с пластинок на кассеты, но то были копии, значительно отличающиеся от оригинала по качеству, и в худшую сторону. С развитием цифровых технологий мы имеем дело с точными копиями исходных носителей, и «родной» компакт-диск уже теряет свою оригинальность.

Возник внутренний конфликт системы - когда закладывались основы того, что мы сейчас называем «объект авторского права», не был учтен фактор технологии. Сейчас подправлять законы, подгонять их под Интернет, под «саморезы» уже нереально - медийные технологии развиваются настолько стремительно, что законы пришлось бы переписывать каждые полгода. Ни в мире, ни, тем более, в нашей стране, где даже законы о пчеловодстве принимаются с жутким скрипом, это невозможно. У нас же вообще, по-видимому, не понимают, кто пират, а кто нет. Вот ввели акцизную марку, и что получается - если у тебя достаточно денег, чтобы купить марки и оклеить свой тираж контрафактных носителей, то ты не пират? Так появляются легализовавшиеся пираты - я знаю как минимум одну такую фирму. Борются с пиратством у нас разовыми акциями, которые не оказывают влияния на процесс. Причем на пиратов вяло реагируют и государственные органы, и сами лейблы - ну посадили бы в Госдуму своего депутата, что ли... Единственный сделанный шаг в верном направлении - это изготовление «кирилликов», да и оно лишь оттянуло часть покупателей с рынка пиратской продукции.

Имеющиеся факты наводят на мысль, если не о скором конце копирайта и отмене авторских прав, то о грядущем новом подходе к взаимодействию артистов с индустрией звукозаписи. Может быть, артисты станут получать не потиражные гонорары с каждого проданного альбома, а единовременную зарплату за каждый записанный альбом. И, кстати, в конечном итоге это может оказаться для многих хорошим творческим стимулом.

Артем ЛИПАТОВ, музыкальный критик

Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Интернет-магазин BOLERO Aromat.RU - Крупнейший Российский интернет-магазин парфюмерии Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО OMEN.RU - Мегахаус Развлечений

© DVA.narod.ru 1999-2003 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100

Hosted by uCoz