Продвижение русской музыки на Запад. Тату. Алсу...
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Конвертируемость звезд

Продвижение российской популярной музыки на Запад перешло в руки профессионалов

ТАТУ Альбом знаменитого своей скандальностью дуэта «Тату» выпущен на американский рынок. Релиз представляет собой англоязычную версию дебютного альбома «Двести по встречной». Приятно то, что сингл All The Things She Said (на родине - «Я сошла с ума») попал в танцевально-клубный чарт Hot Dance Music/Club Play еженедельника Billboard.

С тем, что российская популярная музыка за пределами СНГ совершенно неизвестна, мы уже свыклись. Но как только свыклись, стали поступать обнадеживающие новости: например, «Тату», как сообщают болгарские коллеги, очень популярны у них в стране. Могут несколько дней подряд собирать стадион в Софии.

Но признанными достижениями пока что по-прежнему остаются: «Алсу - Евровидение - второе место» и «ППК - Британия - хит-парад». На всякие беззастенчивые рассказы о каких-то «концертах «Мумий Тролля» в Гренландии» и про «На-На» записываются в Америке» (не иначе, в Латинской) реагируют только подростково-развлекательные журналы. Серьезные же люди относятся к этому как к анекдоту.

На самом деле наши артисты на зарубежном рынке никогда представлены толком не были (если речь, конечно, не идет о советских эстрадных певцах, выступавших в странах Варшавского договора), и сейчас делаются только первые шаги. До сих пор зарубежный слушатель не имел нормальной возможности оценить наших артистов.

То, что российская популярная музыка более чем своеобразна, профессионалы понимают, разница лишь в оценках. Но существует ли проблема с восприятием этой музыки как таковой? Только ли русский язык мешает, или все же гармонии и ритмы не те? Принципиально ли она недоступна человеку с западным сознанием или дело в не очень хорошем технически качестве записи нашей попсы? Может быть, русской попсе надо просто найти свое место?

Приведу один пример. Один мой знакомый американец, работая несколько лет в Москве, не пропускал почти ни одного выступления маргинальной трэш-группы «Коррозия металла». Казалось бы, приличный человек, преподаватель, искушенный меломан (чего они там в Америке из рок-н-ролла не видели?), а тут - какая-то полусамодельная «металлическая» банда. Свой горячий интерес к группе (человек чуть ли не в Подольск на концерты ездил, рискуя нарваться на гопников!) он объяснял тем, что «в Нью-Йорке многие «альтернативные» и металлические группы своим творчеством изо всех сил стремятся навязать мысль об абсурдности мироздания, бессмысленности жизни и, разумеется, ничтожности человека. Многие весьма убедительны. Но маразм и абсурд шоу «Коррозии...» - все эти карлики и голые женщины с целлюлитом - дадут фору самому озлобленному нью-йоркскому рокеру!».

Приятна ли такая оценка и может ли российская популярная музыка выиграть что-то, руководствуясь принципом «чем хуже - тем лучше»?

С другой стороны, знаком я с иностранцами, которые считают, что российские клубные группы - та же Tequilajazzz - гораздо интереснее западных групп с тем же «альтернативным» статусом. Но опять-таки речь идет в основном о группах западной (чаще - американской), полумаргинальной, «альтернативной» ориентации (в которой ничего в общем-то плохого нет).

Исключительно российский продукт - Инна Желанная, «Хуун-Хур-Ту» и прочие тувинцы - находит стабильный спрос на западных фольклорных фестивалях. В этом контексте «русское» означает «народное», «экзотичное», и для оценки этого продукта уже установлены собственные оси координат, на которых наши участники занимают престижные места.

Тем не менее, если в обозримом будущем и не произойдет великого «русского вторжения» в западный музыкальный мейнстрим, уже понятен круг вопросов. В каком виде наши артисты должны предстать перед очами зарубежного зрителя? Какова наиболее успешная стратегия их продвижения? И есть ли в этом вообще какой-нибудь смысл?

Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №195, 22.10.02.

«Русскую музыку можно продавать во всем мире, и мир хочет ее»

Алсу Считает Дэвид ДЖАНК - президент российского отделения звукозаписывающей компании Universal Music.

- Как удалось выпустить альбом дуэта «Тату» в США?

- Мы подписали контракт с дуэтом около полутора лет назад и сперва хотели сделать их самыми большими российскими звездами. Потом попробовать раскрутить не в России, а в Европе и Америке. Мы показывали записи дуэта руководителям других отделений компании Universal в Германии, Италии, Англии. Американскому отделению Interscope «Тату» понравились больше, чем остальным. Interscope - одно из самых сильных отделений Universal. Они решили раскручивать «Тату» у себя, но хотели, чтобы дуэт пел на английском.

- Для локального артиста обязательно петь на английском, чтобы добиться всемирного успеха?

- Обязательно. Существует лишь несколько исключений из этого правила - это немцы Rammstein и француженка Милен Фармер. Чтобы достичь успеха в Америке, нужно петь на английском. А если ты успешен в Америке, то можешь быть успешным где угодно. Потому что Европа, Япония и все вообще смотрят на Америку и следят за американским шоу-бизнесом.

- Чем «Тату» понравились вашим американским коллегам?

- Несколько причин. Во-первых, оригинально. Во-вторых, скандально, а скандалы помогают продавать пластинки. Кроме того, «Тату» - это не пустой «проект», Юля и Лена действительно очень талантливы, они умеют прекрасно петь, занимались пением с раннего детства. Они очень хорошо выступают, прекрасно смотрятся на сцене. Все это и понравилось американцам, плюс им просто хотелось поработать с кем-то из России. Американский Universal до того вообще не работал ни с кем из Восточной Европы. Мы, кстати, предлагали им Алсу, но с ней они сейчас не готовы работать: в Америке и так много певиц, Бритни, Кристина Агилера, Пинк и так далее. При такой конъюнктуре рынка поднять новое имя очень тяжело. А такого, как «Тату», в мире нигде нет. Есть девичьи трио - Destiny's Child, All Saints, Atomic Kitten и так далее, но нигде нет дуэта, участницы которого еще и находятся в двусмысленных отношениях.

- Россия вроде бы растущий рынок - зачем надо стараться раскручивать наших артистов на Западе?

- Всех, с кем российский Universal заключает контракт, мы будем пытаться продвинуть на Запад, так как там - реальные деньги и платежеспособное население, а здесь - дикое пиратство. То есть в России мы можем вообще ничего не заработать. У нас не так много локальных артистов - шесть на сегодняшний день. У всех есть потенциал стать популярными за границей, даже у Дельфина, исполняющего рэп на русском языке, если он сделает что-то на английском. Дельфин обладает таким колоссальным талантом, который может сделать его международной звездой.

Я убежден, что русская музыка сегодня более интересна, чем европейская или американская. Русская популярная музыка - это такая комбинация западного и восточного влияния, которая делает ее уникальной и не похожей ни на что в мире. Это очень свежо. Мир устал от Backstreet Boys, N'Sync и Westlife. Нужно что-то новое и интересное, и Россия может это предложить. Так что «Тату» - это только начало. К примеру, наш новый проект Smash. Они выиграли конкурс молодых исполнителей в Юрмале, мы сняли клип на победительную песню Belle на французском языке.

- Что особенного в этом проекте? Просто два мальчика поют что-то традиционно попсовое...

- Ну, во-первых, они прекрасно поют, а во-вторых, могут петь на английском без акцента. Они, русские ребята, говорят по-английски лучше, чем я: у меня американский акцент, а у них идеальное произношение. Ими занимается Саймон Непьер Белл, который в свое время «сделал» из юных Джорджа Майкла и Эндрю Риджили всемирно известный дуэт Wham! Так что у нас есть «русский Wham!», экспортный. В то время как русский рынок не нуждается в очередном бойз-бенде - здесь и так есть «Динамит», «Иванушки» и много других.

- Ходовым музыкальным товаром на Западе всегда считалась русская классика...

- Безусловно. Мы сейчас готовим к выпуску DVD-диск с записью балета Игоря Стравинского «Жар-птица», где танцует Андрис Лиепа. Первый раз такой фильм-балет на DVD будет сделан здесь, в России. Мы будем продавать его по всему миру - этот релиз заинтересовал все страны, так как все знают Стравинского, все знают Лиепу... Это высший класс, и это не нуждается в представлении. Я не русский человек, я американец, выросший на вполне определенных группах и исполнителях моей родины и Европы. Конечно, до моего приезда сюда восемь лет назад я и слыхом не слыхал о русских поп- и рок-группах. Но поверьте, полюбить и слушать с удовольствием местных артистов мне было совсем нетрудно. Если они нравятся мне, то почему они не могут нравиться моим соотечественникам? Русская музыка вполне готова к тому, чтобы продаваться во всем мире, и мир хочет ее. Хотя есть много скептиков, которые не верят в успех русской музыки и не разделяют моего оптимизма.

- Потому, что все предпринятые в советское и постсоветское время попытки издавать наших поп- и рок-музыкантов на Западе терпели фиаско.

- Я знаю. Но сейчас все по-другому, все происходит по-настоящему. Российский рынок сейчас включен в мировой шоу-бизнес - в советское время такого не было. В России уже работают все мировые рекорд-компании - мы, Sony, EMI, - короче, все. Россия связана с миром, и связана правильным путем. Единственный, но огромный минус шоу-бизнеса в этой стране - пиратство, которое никто, кроме правительства, победить не может.

- А экономические, рыночные методы воздействия на пиратов - например, производство дешевых дисков-»кирилликов»? Это работает?

- Еще полгода назад я сказал бы вам, что да, работает. Но теперь пиратство стало еще кошмарнее, и расправиться с ним способно только правительство, власть. В конце концов, с уничтожением пиратства страна будет получать хорошую прибыль от легальных рекорд-компаний! А то, что рекорд-бизнес может приносить хорошую прибыль, мы можем увидеть на примере, скажем, Швеции: маленькая европейская страна с населением едва ли больше, чем в Москве, экспортирует дисков с музыкой больше чем... ну, я не знаю, «Эрикссон» мобильных телефонов! Пираты же, являясь частью организованной преступности, не платят налогов, не создают рабочих мест, ничего не развивают - все эти деньги просто исчезают.

Подготовил Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №195, 22.10.02.

«Рано делать ставку на продвижение наших за рубеж»

Оппонентом Дэвида Джанка выступил наш соотечественник - директор по артистам и репертуару российского отделения EMI (компании «Гала Рекордз») Сергей КУЗНЕЦОВ.

- С тех пор как наша страна стала открыта миру, прошло полтора десятка лет. В России работают все мировые лейблы, почему же ничего не меняется?

- Хотя бы потому, что мало просто оказаться на западном рынке, нужно еще добиться определенных успехов, то есть стать популярным. Единственный пример относительного успеха - группа «Парк Горького», которая на перестроечной волне попала в Америку, выпустила сингл и с ним оказалась на довольно высоких местах в хит-параде Billboard. Но заметьте, даже этого им не хватило, чтобы надежно закрепиться на американском рынке. Уже через некоторое время рекорд-компания расторгла с ними договор. Удивляться тут нечему: конкуренция в Штатах зверская. Таких артистов, как «Парк Горького», пруд пруди, очередь стоит. Для того чтобы понимать, что это за рынок - не только американский, но и европейский, - надо постоянно в нем находиться. В Англии, к примеру, как только на английском рынке появляется какая-то англоязычная иностранная группа, допустим, немецкая, пресса тут же принимает эту группу в штыки, смешивает с грязью и так далее. Практически - защищают рынок! Поэтому английский рынок, я считаю, в хорошем смысле консервативен. Он живет своими артистами, он самодостаточен, артистов там, начиная с Beatles и Queen и кончая Radiohead и Coldplay, всегда было довольно. Поэтому они и не принимают никаких сторонних «вливаний».

- Но сами они сейчас тоже никого не импортируют!

- Есть такая проблема. Но в основном это касается гитарной музыки, рок-музыки Oasis, Radiohead. Их поп-группы более успешны - Spice Girls например. В целом английская музыка весьма специфична, слишком умна для американского рынка. Ведь на американском рынке около 40 % кантри!

Местные рынки имеют свои особенности, которые связаны с корневой культурой нации. В Америке это кантри и черная музыка: арэнби, соул, и т.д. В Великобритании более 50 % - рок-музыка. Собственно, эта страна всегда отличалась концептуальной музыкой, более умной. Для того чтобы там стать успешным, надо не только быть семи пядей во лбу, но и знать ее культуру. Без этого большинство «неместных» артистов в Британии воспринимают как инородное тело. Также как у нас «иностранцев», раскручиваемых с нуля.

- Вы имеете в виду Авраама Руссо?

- Была масса начинаний подобного рода. В начале 90-х ко мне приходили англоязычные артисты. Хотели в России заниматься музыкой. Я тогда думал: а почему здесь-то? Потом понял: - там они никому не нужны и пытаются попасть на мировой рынок через нас, через региональное отделение EMI. Но они не понимали, какие тут условия, пиратство дикое например. У нас нет средств, чтобы начинающему артисту дать подъемные и поставить в «стойло», как это происходит за границей.

- Ну, с ними-то ладно, что же с нашими там?

- Я это все рассказываю, чтобы было понятно: как их артисты здесь, так и наши там - инородное тело. Потому что артист должен не только говорить на языке, но и оперировать образами, дышать воздухом той страны, для которой он творит. Стоит ли говорить, насколько это сложно для наших артистов. Может быть, у них вообще не хватает внутренней культуры...

- То есть вы никаких попыток и не предпринимаете?

- Нет, я, как A&R директор, конечно, не должен полностью исключать возможность продвижения наших артистов в другие страны, тем более что чисто технически представить их зарубежным коллегам не так сложно. Так, все местные артисты, имеющие контракт с нашей компанией, входят в мировой каталог локальных релизов EMI, так называемый ISC - International Sales Company. Эти альбомы заказывают зарубежные отделения EMI и продают там все той же русской диаспоре.

- Вы говорите о поп-музыке, а что же другие музыкальные стили?

- Этническую музыку мы уже продаем через ISC. Вообще, если кто и может иметь успех за границей - то именно русская народная или духовная музыка. У нас есть успешный проект такого рода - православный московский хор «Пересвет», который сейчас выступает в Европе с Гораном Бреговичем. (они принимали участие во всех московских концертах). Еще один пример - группа «Маркшейдер кунст», которую пригласили выступить в октябре в Германии, на крупнейший в мире фестиваль этнической музыки Womax. Тем не менее я считаю, что делать серьезную ставку на продвижение наших за рубеж рано. Хотя бы из-за пиратства, которое не дает звукозаписывающим компаниям получать нормальную прибыль и делать здесь продукт мирового уровня. Таких проблем нет только у Алсу, которая, как известно, имеет мощную финансовую поддержку. Но вот Universal организовал выход ее сингла и альбома в Германии, а толку-то? Даже с хорошей пиаровской поддержкой проект не реализовался в должной мере. Я думаю, то же самое будет и с «Тату». Несмотря на их относительный успех в Восточной Европе.

Подготовил Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №195, 22.10.02.

Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Интернет-магазин BOLERO Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО Aromat.RU - крупнейший Российский интернет-магазин парфюмерии

© DVA.narod.ru 1999-2003 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 SOBLAZNительные ПОДАРКИ для Нее!

Hosted by uCoz