Клубные концерты
Вернуться на главную страницу 2.Народ.Ру!

Rambler's Top100 Музыкальная страничка

карта сайта:

  
  

0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Живая музыка за живые деньги

Клубные концерты - меньше денег, больше искусства.

Клубная система в Москве зародилась в начале 90-х с открытия разнообразных заведений для «новых богатых» («Арлекино», «Манхеттен-экспресс» и несколько других). Чуть позже начали появляться демократичные клубы с живой музыкой («Бункер») и «рэйвы» («Титаник», «Утопия» и т.д.). Возникшая в докризисный период тонкая прослойка молодых людей, принадлежащих к пресловутому «среднему классу», достаточно знала западную музыку, чтобы хотеть того же здесь. Российские меломаны, побывав за границей, пожелали завести то же у себя дома - и сервис, и кухню, и интерьер. Возник новый вид досуга - не «казино для командировочных» и не рок-клубы, а заведения с концертными программами, рассчитанными на более взыскательную публику. Такие клубы «для среднего класса» поначалу работали с крепкими отечественными профессионалами вроде Валерия Сюткина или группы «Моральный кодекс», но вскоре стало очевидно, что ажиотажного спроса на это нет. К тому же выяснилось, что уже созданы все условия для приглашения иностранных клубных звезд. Начали с диджеев, - например, в «Пропаганде». Для приезда диджеев не требовалось больших средств, их концерт можно было проводить с низким бюджетом. Но все-таки диджейский сет - развлечение «не для всех», и клубы все чаще стали привозить «живьем» группы и музыкантов.

К этому времени образовалась существенная статья для пополнения бюджета клубных концертов: российские законодатели постепенно сужали возможности размещения рекламы алкоголя и табака, а в 1999 году вовсе запретили рекламировать эту продукцию по телевидению. Из-за этого у фирм-производителей и дилеров высвободились рекламные бюджеты, которые надо было куда-то пристроить. Спонсирование концертов модных исполнителей оказалось неплохой пиаровской акцией - на них среди публики проводят сэмплинг (раздачу образцов товара), логотипы размещают на полиграфической продукции, залы оформляют в эстетике, свойственной бренду, и т. д. Спонсоры стараются ориентироваться на своего потребителя и выбирают «подходящих» для него исполнителей. Японская компания JTI (производители сигарет марки Mild Seven), например, спонсировала выступление своего соотечественника Това Тэй, Parliament - джаз (Билли Кобэм в «Ле Клубе» и т.д.), Davidoff и Martini - салонный джаз.

К тому же, хотя величину бюджета и размер гонораров клубных исполнителей никто не афишируют, известно, что подчас известная отечественная группа «стоит» побольше, чем западная. Иногда гонорары «наших» и приезжих артистов разнятся на порядок. По неофициальной информации, за выступление в клубе «Цеппелин» сегодняшний состав группы Creedence получил в пятнадцать раз меньше, чем выступавший там же «Муммий Тролль». Обычно же гонорары российских групп сравнимы с гонорарами западных и находятся в пределах от тысячи долларов до пяти-семи. Российские исполнители, вышедшие на стадионный уровень, за свои редкие клубные выступления берут от десяти до пятнадцати тысяч.

Московские клубы сегодня представляют довольно пеструю картину, в которой тем не менее просматривается определенная структура. Это касается как социальной ориентации, так и художественной и эстетической концепции. Причем сочетание одного, другого и третьего может, как оказалось, варьироваться до бесконечности. Например, на подростков и младший студенческий возраст рассчитаны недорогие клубы с живой музыкой вроде «Свалки». Там играют в основном местные «альтернативные» и тяжелые команды, и иностранные гастролеры заезжают туда крайне редко. С другой стороны, демократично-студенческая «Точка» с вместимостью в две-три тысячи часто проводит концерты гастролеров, причем выступают артисты разной направленности - от хеви-метал легенды Доры Пеш до эстетских Tindersticks и вполне мейнстримовых Reamonn. Кстати говоря, появление вместительных клубов вроде «Точки» и «Б2» (второй «Бункер») - примета прошлого года. Эти площадки - переходная фаза от клубов к концертным залам.

Средний класс среднего возраста, представители творческих профессий, «золотая молодежь» и просто тусовщики облюбовали «16 тонн». Промоутер этого клуба Владимир Морозов создал «Тоннам» репутацию площадки с исключительной концертной программой: кто бы из иностранцев ни выступал в «Тоннах» - там почти всегда аншлаг, несмотря на фейс-контроль и стоимость входного билета в 500 рублей. В этом клубе выступают и этномузыканты (Ирла О'Лионард), и авангардисты (Марк Рибо), и всякие чудики вроде финнов Aavikko.

Культурный центр «Дом» позиционирует себя как исключительно просветительскую организацию, где проводятся выставки, перформансы и концерты, продаются компакт-диски с записями этники и авангарда. Кстати говоря, выбор CD в «Доме» довольно узок - 50-60 наименований артистов, которых и в крупных магазинах особенно искать не надо. Продается очевидный Дживан Гаспарян («Домом» же и выпущенный), артисты лейбла Real World, российские джазмены, а чего-то совсем маргинального нет. Цены в баре и за вход (200 рублей) - демократичные, но вся обстановка (вешалка, неудобные школьные скамейки, запрет на курение во время концертов) ненавязчиво дает понять, что «не тусоваться пришли». «Дом» пропагандирует этнику и авангард, проводя «выездные» мероприятия на других площадках под своей вывеской. На следующей неделе, кстати, «домовцы» устраивают концерт виртуозного исполнителя на армянской флейте (дудук) Дживана Гаспаряна - с этномузыкантами из других стран - аж в Большом театре!

Яркий пример дорогого полузакрытого клуба - «XIII», где проводились всяческие концептуальные вечеринки и выступали заезжие диджеи (Deep Dish). Один раз диджеить приезжал известный некогда певец, вокалист Culture Club Бой Джордж.

Среди клубов с четко ориентированной репертуарной, концертной и ценовой направленностью - джазовый «Ле Клуб». Клуб выступает в роли промоутера, привозя, согласно установке арт-директора Игоря Бутмана, хороших мейнстримовых джазменов: Билли Кобэма, Таню Марию, Гери Бертона и многих других. Место дорогое, вход на концерт - от 50 до 100 долларов. Публика смотрит программу, сидя за столиками и выпивая. «Фишка» концертов - когда арт-директор, саксофонист-виртуоз Бутман играет джем с приезжими музыкантами.

В нынешнем году откроется еще несколько клубов большой вместимости вроде «Б2» и «Точки». В том числе еще один клуб из серии «О.Г.И.» - в нем концерты зарубежных музыкантов обещают проводить каждую неделю. Общая тенденция ближайшего времени - уркупнение клубов, что приведет к увеличению клубной аудитории и, следовательно, денежных оборотов. А это уже совсем другой бизнес и, следовательно, другие отношения.

«Промоутер всегда идет на риск, причем рискует своей репутацией»

Илья Кочеврин. Организовывал крупные концерты (оба визита Горана Бреговича) и известные клубные (Тонино Карротоне, группы We In Music, Ekova и многие другие). Работает с разными клубами. Раньше возил этнических музыкантов, сейчас больше - модных французов. Считает, что благодаря годам цензуры «в нашей стране любая хорошая музыка до сих пор воспринимается как откровение».

Говоря о клубных гастролях, невозможно четко определить, кого нужно возить, а кого не нужно. «Верняка» не бывает, промоутер всегда идет на риск, причем рискует своей репутацией. Репутация в нашем деле очень важна, так как публика ходит даже не столько на артиста (имя которого обычно мало что говорит широким массам), сколько на промоутера. Так как нет возможности, да и необходимости, прямо рекламировать клубные концерты, очень важной становится поддержка концерта звукозаписывающей компанией, представляющей артиста на территории России. Речь не о финансовой, а о рекламной и пиаровской поддержке - у лейблов есть выходы на телевидение, на радио, где они могут представить артиста в какой-нибудь спецпрограмме. Лейблам это тоже на руку, так как приезд артиста - мощнейший стимул для продвижения его записей на рынке. За один концерт в клубе можно продать около сотни «родных» дисков по цене 500-600 рублей за CD. Такое количество через магазин реализовывалось бы год, если магазин вообще бы взял на реализацию пластинки малоизвестного исполнителя. К сожалению, пока еще не все лейблы охотно сотрудничают с клубными промоутерами.

Круг посетителей клубных концертов довольно узок, но он постоянно увеличивается - так, недавно французская группа We In Music собрала три тысячи человек. И это не предел - у этого сегмента рынка есть пространство для роста. То, что любителей актуальной клубной музыки и у нас, и на Западе становится больше, - закономерная реакция людей на «запопсение» телевидения, радио и большой сцены. В музыке все самое интересное происходит на клубном уровне, и многие уже это понимают, хотя есть еще много слушателей, которые «ведутся» на рекламу. Сейчас самый бурно развивающийся сегмент музыкального рынка - это фольклор, world и этномузыка. Фольклористы уже оттяпали часть аудитории (и, соответственно, денег) у металлистов и попсы. Работает своего рода «закон сохранения аудитории».

Я стараюсь привозить тех, кто «на подъеме», в ком есть потенциал и у кого есть будущее. Как это узнать? Например, тех же We In Music я услышал на очень хорошем сборнике актуальной французской музыки My House In Montmartre, где их песня была рядом с произведениями Stardust, Air и прочих корифеев французской электронной сцены. Позже я узнал, что ребята из этого дуэта делали официальные ремиксы для Daft Punk и других именитых людей. Это определенная гарантия качества, потому что Daft Punk абы кому свою песню не отдадут. В общем, информация есть, все промоутеры обладают ею примерно в равной степени, но трактуют каждый по-своему, иногда полагаясь просто на интуицию. В прошлом году я устраивал выступление франко-алжирской группы Ekova, чью музыку я совершенно случайно нашел в Интернете. Через некоторое время я вышел на них и пригласил выступить в Москве. Ekova дала блестящий концерт в «Доме», а привезенная ими сотня компакт-дисков продалась чуть ли не в первые минуты концерта! Надо сказать, что до этого выступления я никогда не видел концерты Ekova, а за день до московского концерта у них, по их словам, случился «самый плохой концерт в жизни» - сломался компьютер, который они чинили уже в Москве. Видеть живое выступление группы - это очень хорошо, а привозить вслепую, конечно, рискованно. Но здоровый риск, а не тупой - когда не понимаешь, о чем вообще речь идет, - имеет смысл.


«Если меня заинтересовал артист, я хищно нацеливаюсь на него...»

Артем ТРОИЦКИЙ Артем ТРОИЦКИЙ - знаменитый еще с советских времен музыкальный журналист, специалист по «независимой» музыке во всех ее проявлениях. Работал в крупном концертном бизнесе, был партнером в компании SAV Entertainment. Затем переключился на клубную деятельность. Сначала привозил авангардные коллективы вроде «нойзовых» Cleaning Women или инди-поп вроде Stereo Total, потом тех, кто играет лаунж и easy listening (Maxwell Implosion, Les Gammas). Считает, что его промоутерская деятельность приносит «копейку денег в кошелек и массу удовольствия для души».

Последнее время в Москве наблюдается настоящий клубный бум - неодномерный, развивающийся в разных плоскостях. Один из ярчайших показателей - количество клубов, открывающихся на наших глазах, а также их растущее качество. Появление приличных клубов может кое-что сказать и об уровне жизни москвичей, хотя слой «клубменов» еще узок, а внушительную часть его составляют профессиональные халявщики. Москва - второй клубный город в мире после Лондона. Мы давно перегнали Париж, не говоря уже о Берлине.

Я стараюсь возить небанальных артистов, которые мне самому были бы интересны. С западными клубными музыкантами даже чисто по-человечески приятно иметь дело - нет никаких сногсшибательных райдеров (список условий к принимающей стороне. - Ред.), никакой свиты по сто человек... Максимум два-три музыканта, звукооператор, на крайний случай - осветитель. Гонорары таких артистов - в промежутке от полутора до десяти-двенадцати тысяч долларов плюс накладные расходы: билеты, размещение, питание. На такое предприятие реально найти спонсора, сам же промоутер на этом зарабатывает совсем немного.

При организации клубных гастролей нужно учитывать некоторые тонкости. Так, я считаю, что обязательно нужно видеть живое выступление артиста, которого хочешь привезти, чтобы почувствовать энергетику концерта, понять, для какой московской площадки тот или иной музыкант лучше подходит. Я никогда не вожу то, что «плохо лежит» - если меня заинтересовал артист, я хищно нацеливаюсь на него, собираю информацию, смотрю его концерт и рано или поздно привожу. Бывая в Европе, я стараюсь смотреть как можно больше концертов, поэтому у меня практически не бывает проколов по эстетической части, а у других промоутеров, которые не имеют представления о том, какова группа на сцене, неудачи случаются значительно чаще. Одно время я хотел привезти группу Laika - очень милая группа, прекрасно слушается на пластинке. Но, посмотрев их выступление, я отказался от этой затеи - на сцене они статичны, плохо «заряжены», да и их вокалистка не очень выразительна внешне. Единственный раз я привез группу «не глядя» - это был прошлогодний концерт De Phazz, за который мне до сих пор стыдно, - известная группа, отлично звучит на пластинке, но их московский концерт был чем-то ужасным. Этакое советское варьете для иностранцев в гостинице «Интурист» в 1978 году!


«Авангардисты и фольклористы - отнюдь не низкобюджетная тусовка»

Теодора Де Вилль приехала в Россию из Бельгии десять лет назад, руководствуясь профессиональными соображениями - на родине изучала русский язык, готовилась стать переводчиком. (Переводчиком не стала, но зато теперь так идеально говорит по-русски, что любой филолог-славист позавидует.) На счету Теодоры организация как крупных концертов (Майкл Найман, Ян Тирсен, фестиваль цыганской музыки «Орион Кап Цыганский»), так и множества клубных и камерных. Специализируется на этнической музыке и авангарде. Работает в культурном центре «Дом».

Хотя поклонники фольклора и авангарда - довольно узкая прослойка меломанов, тем не менее я последние пять лет наблюдаю постоянный рост интереса публики к этим жанрам. Об этом же говорит и тот факт, что «Дом» часто имеет возможность «продавать» приглашенных музыкантов в другие клубы. Для нас это тоже удобно - во-первых, сборы на нашей площадке почти никогда не могут покрыть расходы, и, во-вторых, сами музыканты часто не хотят ехать «в далекую Россию» ради одного концерта. Им интересно увидеть разную публику, и это не пустые слова и не поза - многие авангардисты и фольклористы настолько увлеченные люди, что порой могут выступить даже бесплатно. Иногда они просят только пригласить их в Москву, оплатив дорогу и проживание, организовать несколько выступлений в «профильных» местах с соответствующей публикой - и все. Правда, такое бескорыстие встречается крайне редко, гораздо чаще имеешь дело с коллективами вроде румынского «Тараф дэ Хайдук» или египетского «Музыканты Нила». Составы обоих цыганских коллективов достаточно многочисленны, кроме того, являясь «звездами» жанра world/этно-музыки и артистами лейбла Питера Гэбриэля Real World, они работают за соответствующий гонорар.

В общем, клубные выступления приезжих авангардистов и фольклористов - отнюдь не низкобюджетная тусовка. Очевидные спонсоры вроде сигаретных и алкогольных компаний чаще всего не интересуются выступлением каких-нибудь парижских алжирцев или лондонских индусов. Поэтому спонсоры у нас соответствующие - посольство Франции, посольство Англии, Фонд Форда, то есть те, чья цель - пропаганда современного искусства и культуры своей страны, пусть даже оно представлено не мейнстримовыми, «маргинальными» жанрами - музыкой национальных диаспор, авангардными перформансами и тому подобным.

С нашей же стороны отбор происходит довольно просто - во-первых, артист должен быть нам интересен, во-вторых, он должен быть если и не суперзвездой, то хотя бы статусной фигурой и профессионалом. Не могу согласиться с теми, кто говорит, что из фольклористов можно возить «кого попроще», дескать, есть национальный колорит - и ладно. Как раз наоборот - ознакомление с фольклором других народов нужно начинать с лучших образцов, что мы и стараемся делать. Допустим, когда московская публика начала интересоваться музыкой суфиев - «кхаял», «Дом» пригласил выступить самых знаменитых исполнителей этого стиля, семью пакистанцев Сабри, которые выступают на Западе с названием Sabri Brothers и уже лет тридцать имеют там бешеный успех. Они звезды, и уровень концерта получился соответствующим. Приглашать самых лучших имеет смысл еще по той причине, что фольклор и авангард - вещь многожанровая, многоплановая и неоднородная, и компакт-диск не дает нужного представления. Правда, фольклористы на записи звучат максимально близко к живому выступлению, ближе, чем, скажем, рок-группы. Но все равно разница существенна, поэтому лучше смотреть выступления. Но мы практически никогда не имеем такой возможности - если сотрудники «Дома» будут ездить по европейским фестивалям, то они вылетят в трубу. Выкручиваемся по-разному: смотрим массу видеозаписей, спрашиваем мнения иностранных коллег, ну и конечно, надеемся на то, что звезда оправдает свое имя и статус.

Александр БЕЛЯЕВ

Импортеры музыкантов

В Москве сформировался новый класс бизнесменов – клубные промоутеры

Западные музыканты бывают разные: известные и не очень, скандальные и тихие, работящие и ленивые. Но все они могут приносить деньги, если об этом позаботятся специальные люди – концертные промоутеры. Емкость российского рынка организации клубных концертов измеряется уже несколькими миллионами долларов, а желающих заработать на нем становится все больше.

Cesaria Evora Гонорар Сезарии Эворы в Европе составляет $14 000 за выступление. Туры расписаны на месяцы вперед. Из-за напряженного концертного графика постоянно меняется состав аккомпанирующей группы. Вклиниться в ее концертное расписание с предложением сделать дополнительный концерт в Москве очень трудно, но возможно – при наличии должного финансирования. Преданная поклонница таланта Сезарии – бывшая жена Александра Волошина Наталия Беляева решила попытаться привезти Эвору в Москву. Никакого опыта устройства подобных мероприятий у нее не было, и для организации технической стороны дела был рекрутирован Иван Якушкин, сын бывшего пресс-атташе Бориса Ельцина (а позже – члена правления МДМ-банка) Дмитрия Якушкина, в послужном списке которого было проведение одного праздника. Финансирование проекта взял на себя МДМ-банк – по слухам, он выделил $100 000 в виде спонсорской поддержки. Сезарии было сделано предложение, от которого она не смогла отказаться: как рассказал близкий к проекту источник, ей заплатили тройную ставку, то есть около $50 000. Концерт был организован и прошел в середине апреля, причем билеты на него так и не поступили в продажу – все гости, большинство из которых были весьма высокопоставленными персонами, проходили в театр Анатолия Васильева по приглашениям.

Закрытый концерт Эворы вызвал бурную реакцию со стороны прессы, которую на мероприятие не пустили. В итоге Сезария Эвора, о существовании которой в Москве до этого знали лишь редкие поклонники творчества уроженки островов Зеленого Мыса, в одночасье стала самой модной певицей современности. И второй, сдвоенный концерт в Малом театре удалось провести почти без рекламы. Все билеты, включая самые дорогие, были распроданы.

Концертных промоутеров в Москве много. Среди них есть крупные фирмы, занимающиеся организацией стадионных концертов с бюджетами в $250 000 и более: SAV Entertainment (на счету компании, в частности, Стинг, Deep Purple и Роджер Уотерс), JSA (Roxette, Guano Apes), TCI (Rammstein, Garbage). Есть фирмы масштабом поскромнее, привозящие не столько массовых, сколько модных, элитарных артистов на площадки вроде «Горбушки» или МХАТа им. ГорькогоFeeLee (Tricky, Диаманда Галас), концертное агентство «Мельница» (Morcheeba) и т.д.

Но существует еще одна категория промоутеров, доходы которых практически не поддаются учету, – это организаторы клубных концертов. Их задачи значительно более сложные. Они привозят западных музыкантов, платят им гонорар и несут расходы на перелет и проживание. Гонорар клубного артиста обычно составляет от $500 до $10 000 – вознаграждение растет пропорционально статусу звезды (к примеру, организация выступления Горана Бреговича обошлась в $25 000 – правда, его сопровождал огромный аккомпанирующий ансамбль). При этом средний московский клуб вмещает не более 500 зрителей, а цена билета редко превышает 400 руб. Так что даже с учетом доходов от бара получить от концерта хоть какую-то прибыль зачастую представляется невозможным. Поэтому промоутеры ищут альтернативные источники доходов.

«В России провести концерт западной клубной звезды невозможно без спонсора. Вернуть вложенные деньги только с продажи билетов и напитков нереально. Поэтому клубный промоутер обычно ищет компанию-спонсора, брэнд-менеджер которой обязан потратить на рекламные цели определенный бюджет. За спонсорство ему предлагается тривиальный «откат»: 10 – 50% от суммы контракта», – объясняет промоутер Илья Кочеврин (он привозил Горана Бреговича, Ларлу О’Лионард и др.). Есть и другой вариант. Как говорит пожелавший остаться неназванным представитель культурного центра «Дом», «коммерческий клуб может окупить привоз западного артиста и даже получить некую прибыль, если тот приезжает один – без большой группы – и берет сравнительно небольшой гонорар».

Некоторые концертные агентства вообще не рассчитывают на выручку от продажи билетов: финансирование проекта берет на себя спонсор, а клуб, в котором проходит концерт, предоставляет помещение бесплатно. Например, по словам промоутера Caviar Lounge Ирины Щербаковой, ее компания редко делает концерты платными. «Основная масса зрителей приходит на наши концерты по приглашениям и аккредитациям. Это выгодно хозяевам клуба: им интересно привлечь новую аудиторию, которая, как правило, оставляет приличные деньги в баре, а в будущем может стать постоянной клиентурой. Это интересно и спонсору, которому важно собрать на концерте «целевую аудиторию» своего продукта. Расходы же на организацию мероприятия покрываются за счет спонсорского контракта», – говорит Щербакова.

Спонсорами клубных концертов иногда выступают благотворительные организации (вроде Центра Форда) или культурные центры при посольствах, но обычно в этой роли выступают производители сигарет и спиртных напитков – компании, рекламные возможности которых ограничены законодательством.

Метания между спонсором и зарубежным исполнителем не сулят промоутеру миллионных заработков. При удачном стечении обстоятельств агент может привозить одного артиста в месяц, получая при этом до $3000 чистого дохода. Стать же клубным промоутером может практически любой человек с нужными связями. Поэтому, кстати, никто не знает, сколько именно людей занимаются организацией выступлений западных диджеев в московских клубах. Чтобы организовать концерт, обычно бывает достаточно знать электронный адрес агента, продающего те или иные группы, и обладать не очень большой суммой денег для внесения предоплаты.

Главное – выбрать артиста и правильно его позиционировать. Поиском артиста занимаются непосредственно промоутеры. Как правило, все они великолепно ориентируются в мире западной музыки и хорошо представляют, кто может быть интересен московской публике. К тому же, если приглашенный артист не очень знаменит, его статус можно слегка поднять за счет рекламы.

Концертная афиша всегда гласит, что выступающий музыкант уникален и неповторим, а пресс-релизы пестрят хвалебными цитатами из западных изданий без указания даты публикации. Часто артистов сравнивают с более известными музыкантами: к примеру, за последний год Москву посетили как минимум трое «новых Томов Уэйтсов». Ставка на любовь новой московской богемы к клубным тусовкам и ее крайне неразборчивую тягу ко всему альтернативному срабатывает безотказно.

Хотя объем московского рынка клубных концертов по объему не превышает $10 млн, конкуренция на нем велика. «Нередки случаи, когда сразу несколько московских промоутеров пытаются перекупить друг у друга артистов, – говорит Павел Камакин, промоутер клуба «16 тонн». – В этом случае, во-первых, иногда разрываются уже заключенные контракты, а во-вторых, неоправданно возрастает гонорар артиста. То есть за музыканта, который уже много лет не выступает и не выпускает пластинок, платятся совершенно неадекватные деньги». Это сказывается на суммах не только действующих контрактов, но и будущих. Как говорит Кочеврин, «это портит рынок», поскольку у его участников создается впечатление, что в России за музыку платят бешеные деньги.

Впрочем, известны и обратные случаи, когда альтернативные музыканты с мировым именем – такие, как StereoLab, – сознательно ограничивают свои денежные аппетиты. Прекрасно понимая, что финансовые возможности московских клубов скромны, они могут уменьшить размер своего гонорар или смягчить требования к перелету и проживанию.

Экономика клубных концертов в Москве пока сильно отличается от ситуации в Европе, где у клубов не бывает спонсоров и организация каждого концерта сопряжена с риском: первоначальные расходы могут не окупиться. Тем не менее новых клубов в центре российской столицы уже почти не появляется, а значит, вероятность того, что новый клуб с целью саморекламы начнет приглашать музыкантов, переплачивая им втрое, снижается. И есть надежда, что в ближайшее время этот рынок стабилизируется.

Святослав Бирюлин, "Компания" №227, 19.08.02.

Интернет-магазин RusHall Партнерская программа PORTA.RU (on-line магазин портативной аудио, видео, фототехники). Самая щедрая, самая честная, самая популярная. Приглашаем всех веб-мастеров к участию! Интернет-магазин BOLERO Магазин КНИГ, ВИДЕО и КИНО Прайм-TACC

© DVA.narod.ru 1999-2003 | Руководитель проекта: DVAKsёнов

Rambler's Top100 OMEN.RU - Мегахаус Развлечений

Hosted by uCoz